ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Основные положения интеллигентской общины «Криница» (1888)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ ОБЩИНЫ «КРИНИЦА»

Разрабатывая собственные уставы, современным общинам есть от чего оттолкнуться. Например, нижеследующее – «основные положения» уникальной российской общины, образованной в конце XIX века в Причерноморье и просуществовавшей несколько десятков лет.


Пункты этого документа, как пишут сами общинники в книге «Четверть века Криницы», «перерабатываясь под давлением обстоятельств, размышлений и практической проверки, приобретали в своей эволюции новую редакцию, новое освещение». Для общины они имели статус «временно-постоянных» правил. Приводятся в редакции 1888 года. Желающим последовательно ознакомиться с наработками легендарной общины, настоятельно советуем прочитать книгу «Четверть века Криницы» (издание 1913 года).

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

А.

Главная, основная идея – совершенствование.

Условия совершенствования:

  1. Справедливое существование (личный, физический труд как принцип).
  2. Познание самого себя: в области экономической – со стороны производительности и потребностей; в области умственной – со стороны выработки и применения к жизни объективного идеала; в области нравственной – со стороны способности жить для других и с другими.
  3. Обуздание своего «я».

В.

Средство для осуществления этих трёх условий есть община, как среда для самопознания и проверки; как учреждение, в котором широко применяется принцип взаимной помощи и как, наконец, коллективная единица, несущая в себе все элементы наибольшего приближения к истине.

С.

Характерной особенностью общины как формы общежития является то, что люди во имя объективного идеала сознательно, радостно и любовно подчиняют свою волю воле общины, свои стремления и желания согласуют со стремлениями и желаниями общины и все свои силы, всю свою энергию отдают в распоряжение общины.

Из предыдущего вытекают следующие свойства истинного общинника:

  1. Общинник живёт с людьми единой, общей жизнью, признавая в этом свою человеческую сущность; делит горе и радость; активно чувством и разумением живёт жизнью других.
  2. Свои мысли, поступки, желания он проводит не через своё личное удовлетворение или неудовлетворение, а через объективный идеал, который для многих формулируется в Евангелии.
  3. Общинник стремится расширять понимание этого объективного идеала путём размышления, чтения и проникновения в сущность его.
  4. Общинник безусловно и радостно подчиняется общему решению, проведённому через объективный идеал, хотя бы лично ему это было бы тяжело, неприятно.
  5. Для общинника обязателен личный, физический труд как первая ступень к справедливой жизни.

Из приведённых теоретических осново-начал вытекает ряд положений и правил для практической жизни.

II. СОБСТВЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВНА

  1. Домашние вещи, орудия производства, продукты, находящиеся у общинника, состоят в постоянном или временном его пользовании с ответственностью за разумное их употребление, но не являются его личной собственностью.
  2. Никто из уходящих из общины не имеет права предъявлять требований на вознаграждение за потраченный ими в общине труд, время и здоровье, так как община, преследуя задачи чисто нравственного характера, все могущие явиться сбережения не отчуждает в личное пользование, а обращает на расширение своей задачи.
  3. Дети членов общины и воспитанники её не пользуются никакими правами, вытекающими из понятия о собственности и наследстве.
  4. Пока государство не признает общину за юридическое лицо, до тех пор земля юридически и не может быть собственностью общины; а поэтому община назначает по своему усмотрению представителя, которому принадлежат все права собственника. Перемена представителя зависит от общины.
  5. При добровольном или вынужденном уходе из общины внесший вклад член её получает оный обратно. Условия возврата вырабатываются по взаимному соглашению.
  6. Община должна являться собственницей всего имущества, находящегося в её распоряжении и должна сама добывать необходимые средства, обеспечивающие осуществление её ближайших задач.
  7. Лишь избыток своих средств община может по своему усмотрению предоставлять временно в распоряжение отдельных лиц или групп под условием, чтобы они служили тому же общему идеалу, которому служит сама община.

III. О БРАКЕ

  1. Член общины может вступать в брак только с согласия общины и с лицом, удовлетворяющим требованиям общины.
  2. Помимо соблюдения с формальной стороны требований гражданских и церковных законов, общинники, вступающие в брак, должны главным образом считаться с той нравственной ответственностью, которая падает на них как на будущих родителей, а равно – должны наперёд признать за общиной право принимать участие в семейных делах, поскольку они стоят в тесной связи с жизнью общины.
  3. Вступающие в брак должны быть готовы к взаимному подчинению и самопожертвованию и должны ещё полнее нести друг за друга ответственность перед общиной, чем это имеет место по отношению каждого в отдельности. Эта ответственность должна быть настолько полнее обыкновенной, что община считает себя вправе предъявлять свои требования к супругам как к одному лицу.
  4. Желающие вступить в брак должны предварительно и заблаговременно выбрать себе из старших членов общины, на основе личных симпатий и доверия, руководителей в этом важном жизненном шаге.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь