Основные положения интеллигентской общины «Криница» (1888)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ ОБЩИНЫ «КРИНИЦА»
Разрабатывая собственные уставы, современным общинам есть от чего оттолкнуться. Например, нижеследующее – «основные положения» уникальной российской общины, образованной в конце XIX века в Причерноморье и просуществовавшей несколько десятков лет.
Пункты этого документа, как пишут сами общинники в книге «Четверть века Криницы», «перерабатываясь под давлением обстоятельств, размышлений и практической проверки, приобретали в своей эволюции новую редакцию, новое освещение». Для общины они имели статус «временно-постоянных» правил. Приводятся в редакции 1888 года. Желающим последовательно ознакомиться с наработками легендарной общины, настоятельно советуем прочитать книгу «Четверть века Криницы» (издание 1913 года).
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
А.
Главная, основная идея – совершенствование.
Условия совершенствования:
- Справедливое существование (личный, физический труд как принцип).
- Познание самого себя: в области экономической – со стороны производительности и потребностей; в области умственной – со стороны выработки и применения к жизни объективного идеала; в области нравственной – со стороны способности жить для других и с другими.
- Обуздание своего «я».
В.
Средство для осуществления этих трёх условий есть община, как среда для самопознания и проверки; как учреждение, в котором широко применяется принцип взаимной помощи и как, наконец, коллективная единица, несущая в себе все элементы наибольшего приближения к истине.
С.
Характерной особенностью общины как формы общежития является то, что люди во имя объективного идеала сознательно, радостно и любовно подчиняют свою волю воле общины, свои стремления и желания согласуют со стремлениями и желаниями общины и все свои силы, всю свою энергию отдают в распоряжение общины.
Из предыдущего вытекают следующие свойства истинного общинника:
- Общинник живёт с людьми единой, общей жизнью, признавая в этом свою человеческую сущность; делит горе и радость; активно чувством и разумением живёт жизнью других.
- Свои мысли, поступки, желания он проводит не через своё личное удовлетворение или неудовлетворение, а через объективный идеал, который для многих формулируется в Евангелии.
- Общинник стремится расширять понимание этого объективного идеала путём размышления, чтения и проникновения в сущность его.
- Общинник безусловно и радостно подчиняется общему решению, проведённому через объективный идеал, хотя бы лично ему это было бы тяжело, неприятно.
- Для общинника обязателен личный, физический труд как первая ступень к справедливой жизни.
Из приведённых теоретических осново-начал вытекает ряд положений и правил для практической жизни.
II. СОБСТВЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВНА
- Домашние вещи, орудия производства, продукты, находящиеся у общинника, состоят в постоянном или временном его пользовании с ответственностью за разумное их употребление, но не являются его личной собственностью.
- Никто из уходящих из общины не имеет права предъявлять требований на вознаграждение за потраченный ими в общине труд, время и здоровье, так как община, преследуя задачи чисто нравственного характера, все могущие явиться сбережения не отчуждает в личное пользование, а обращает на расширение своей задачи.
- Дети членов общины и воспитанники её не пользуются никакими правами, вытекающими из понятия о собственности и наследстве.
- Пока государство не признает общину за юридическое лицо, до тех пор земля юридически и не может быть собственностью общины; а поэтому община назначает по своему усмотрению представителя, которому принадлежат все права собственника. Перемена представителя зависит от общины.
- При добровольном или вынужденном уходе из общины внесший вклад член её получает оный обратно. Условия возврата вырабатываются по взаимному соглашению.
- Община должна являться собственницей всего имущества, находящегося в её распоряжении и должна сама добывать необходимые средства, обеспечивающие осуществление её ближайших задач.
- Лишь избыток своих средств община может по своему усмотрению предоставлять временно в распоряжение отдельных лиц или групп под условием, чтобы они служили тому же общему идеалу, которому служит сама община.
III. О БРАКЕ
- Член общины может вступать в брак только с согласия общины и с лицом, удовлетворяющим требованиям общины.
- Помимо соблюдения с формальной стороны требований гражданских и церковных законов, общинники, вступающие в брак, должны главным образом считаться с той нравственной ответственностью, которая падает на них как на будущих родителей, а равно – должны наперёд признать за общиной право принимать участие в семейных делах, поскольку они стоят в тесной связи с жизнью общины.
- Вступающие в брак должны быть готовы к взаимному подчинению и самопожертвованию и должны ещё полнее нести друг за друга ответственность перед общиной, чем это имеет место по отношению каждого в отдельности. Эта ответственность должна быть настолько полнее обыкновенной, что община считает себя вправе предъявлять свои требования к супругам как к одному лицу.
- Желающие вступить в брак должны предварительно и заблаговременно выбрать себе из старших членов общины, на основе личных симпатий и доверия, руководителей в этом важном жизненном шаге.
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь