ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Й. Курумисава – «Защита окружающей среды и общество» (В сборнике: Современное экологическое право в России и за рубежом, Москва, 2001)

Йошике Курумисава, профессор права, Япония
(перевод: Е. Якутик)

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И ОБЩЕСТВО

Что означает защищать окружающую среду? Ответ на этот вопрос не настолько очевиден, как может показаться на первый взгляд. Антропоцентрическому отношению к природе противостоит позиция, согласно которой человек должен подчиниться природе. Экоцентризм исходит из представления о том, что человек и природа противостоят друг другу, эта концепция пытается преодолеть отмеченный дуализм, выстраивая модель взаимоотношений человека и природы.

Однако человек может существовать только тогда, когда он воздействует на природу, использует её, поэтому просто невмешательства в природу явно недостаточно, когда мы говорим об основной цели защиты окружающей среды. Именно поэтому в последнее время актуализируется идея, что охранять необходимо не саму природу в качестве самоценности, а особого рода отношения между человеком и природой, которые определяют и структуру взаимоотношений людей в обществе. Это означает, что защита окружающей среды касается не только самой природы, которая должна быть защищена, но и модели взаимодействия людей с нею, а кроме того, включает в себя проблемы самого общества.
В исследовании общества в Японии можно выделить несколько этапов.

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАСПАДУ ОБЩИНЫ

Первоочередными задачами японской социологии в послевоенное время являлись анализ демократизации и модернизации общества. В качестве объекта реформ рассматривались традиционные и полуфеодальные общество и сознание людей. Источники их социологическая наука искала в деревенском сообществе. По мнению Хизао Отзука (Hisao Otzuka), каждому обществу органически свойствен дуализм публичного и частного элементов. В противостоянии обоих начал последнее одерживает верх, что ведет к крушению общины. Община была изначально обречена на гибель из-за того, что ее отвергало частное индивидуалистическое начало, поэтому не оставалось никакой возможности признать за ней хоть какое-то позитивное значение. Японская социология длительное время считала своей задачей развенчание феномена общинности.

2. ПОИСКИ НОВЫХ ЗАДАЧ

С утратой общинного менталитета, присущего японскому обществу, стали явными некоторые очень серьезные факторы, которые можно обозначить как расцвет корыстолюбия, утрата чувства ответственности, конкуренция в системе образования, нанесшая серьезный ущерб воспитанию детей1.
Делались попытки преодоления социальной дезинтеграции и политического равнодушия путем реанимирования общинности, общин (теперь “сommunity”). Получила распространение теория городcких общин, которая исходила из практической задачи разрешения городских проблем. В социологии деревни, аграрной экономике, исторической науке, в других областях знания подробно изучались проблемы самоуправления в сельском хозяйстве, возникла дискуссия о самоуправлении сельского общества. Вместе с задачей защитить природу, в частности горные леса, от волны освоений “возникает потребность оживления” земельных угодий, находящихся в общинном пользовании. Но поскольку основной задачей социологии права было обоснование необходимости разрушения общин, подавлявших индивидуума, и установление свобод, прав и обязанностей в обществе в целом, наука сегодня не отвечает в полной мере выявившимся тенденциям. Поэтому ученые-правоведы предупреждают: чтобы добиться позитивного результата, к вопросу свободы необходимо подходить с повышенным вниманием. И все же я придерживаюсь того мнения, что социология права под влиянием изменяющейся ситуации в обществе должна по-новому вникать в его проблемы.

3. ЭКОНОМИКА “COMMONS”

Она перемещает центр внимания на отношения между человеком и природой. Это можно расценить как попытку ограничить коммерциализируемый мир. Понятие “Commons” означает пространство, которое, с одной стороны, разделено на частное владение и частное управление не посредством коммерциализации, а с другой – находится под общим управлением. Поэтому оно подчинено не частной и не общей, а общественной сфере. Исходя из этой теории, разработан особый механизм защиты природы.
Люди являются обитателями пространства, которым они совместно владеют. Сельское общество в своем историческом развитии с помощью многих регуляторов превратило свое сосуществование с природой в устойчивое, управляемое, теперь обновленное. Именно поэтому самостоятельное использование земли и управление природными ресурсами сельским обществом является лучшим способом остановить разрушение окружающей среды.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩИННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЁЙ В ЯПОНИИ — ЯПОНСКИЕ “COMMONS”

Японские земельные угодья, находящиеся в общинном пользовании, можно охарактеризовать как форму “Commons”. Теория такого общинного землепользования в японской правовой социологии противостоит теории регионализации, трактующей совместное владение ресурсами как публичное.
Профессор Такайоши Кавашима (Takeyoshi Kawashima) доказал частноправовой характер прав членов общинного коллектива. Общинное право в этом смысле можно интерпретировать как частное право на долю, так как оно дополняет отношение частной собственности на пахотные земли.
Данная теория исходит из того, что общины в конце концов распадаются и общинное владение переходит в частную собственность.
Следовательно, права на земельные участки, находящиеся в общинном пользовании, могут пониматься как частноправовые (т.е. аналогично подходам современного права). По этой теории, права на земельные угодья, находящиеся в общинном пользовании, в конце концов модернизируются, разделяясь на частные права на долю земель.
В противоположность этому проф. Мичитаки Каино (Michitaka Kaino) понимает право на земельный участок, находящийся в общинном пользовании, не как абстрактное право собственности, а как конкретный вид пользования. Он также доказал, что преобразование общинной собственности в публичную уничтожит региональные объединения общин и таким образом разрушит их самоуправление. Следовательно, предпочтительнее не модернизация и преобразование прав на земельные угодья, находящиеся в общинном пользовании, в частное индивидуальное право, а ориентация на потребности крестьян на землю и проведение их собственных сельскохозяйственных мероприятий. Несмотря на различия подходов названных авторов, т.е., с одной стороны, приватизация, с другой – сохранение общинной собственности, – их теории служат одной цели: предотвращению превращения общинной собственности в публичную.

5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ОБЩИННОМ ПОЛЬЗОВАНИИ

Современная политика правительства, т.е. разложение общинной собственности (до Второй мировой войны это было преимущественно обобществление, а после – приватизация), при помощи которой оно (правительство) намеревалось способствовать экономически разумному использованию лесов, привела лишь к туристическому освоению лесов. Указанные процессы вызвали разрушение природы и эндогенное развитие в регионах.
Сегодняшние аграрная и лесохозяйственная политики Японии, основанные на производительности и принципах рыночной экономики, ускоряют сокращение и опустошение сельскохозяйственных и лесных угодий и – в социальном аспекте – миграцию населения из сельской местности.
В этой связи актуальной становится не просто задача защиты природы, а эндогенного развития сельскохозяйственных областей. Реализации этой задачи способствует не приватизация права альменды, а сохранение права общей собственности.
Почему же право альменды представляет интерес с точки зрения экологии? Альменда является видом “Commons”, в которой уполномоченный только на основании своего положения в качестве члена общины может осуществлять свои права. При таком способе взаимодействия между альмендой и природой природные ресурсы могут сохраняться длительное время.
Хотелось бы показать на примере, как сохранение земельных угодий, находящихся в общинном пользовании, может содействовать эндогенному развитию региона.

Шиозава, Япония

Речь пойдет о неофициальном объединении Ishuichi в общине Shiozawa, которая расположена в префектуре NIGATA. Оно имеет право общинного владения на лесной массив, находящийся в собственности государства. В 1949 г. объединение начало заниматься организацией лыжного туризма. Сегодня практически каждая местная крестьянская семья занята в лыжном бизнесе и живет в основном за счет доходов от него. Когда в 1954 г. началось строительство подъемника с привлечением иностранного капитала, возникла необходимость контроля за ним. Для защиты местных предпринимателей и было использовано Ishuichi. Предписания этой ассоциации характеризуются как “живое право”. Статья 7 гласит, что каждый, кто хочет открыть свое дело в данной сфере, должен стать членом этого объединения и исполнять распоряжения данного объединения и самой общины. Наряду с регулированием обязательного членства предписано также, что при вступлении в объединение и при выходе из него особые наблюдательные комиссии экзаменуют предпринимателей и могут отказать предпринимателю в членстве, если его можно расценить как несерьезного; ему будет отказано в льготах, которые предоставляет это объединение. При вступлении в объединение предприниматель должен уплатить членский взнос. Для членов установлены ограничения размеров участков и определенные ограничения при сделках с земельными участками в пределах сферы правомочий объединения. Иностранные предприниматели должны уплачивать более высокие взносы, нежели местные.
С юридической точки зрения частные предприниматели не могут подвергаться каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые законодательно установлены.
Поскольку община Shiozowa не имеет какого-либо устава, который наделяет её распоряжения юридической силой, то они, следовательно, не имеют обязательственной силы. И, конечно, местные предприниматели, а тем более иностранные инвесторы не обязаны исполнять их. Тем не менее все предприниматели и инвесторы вступают в объединение и подчиняются его предписаниям. Это означает, что они все же приобретают обязательственную силу. Однако чем же обусловлено наличие этой юридической силы? Почему же объединению Ishuichi удалось установить свое господство в лыжном бизнесе, тогда как во многих других регионах местные общины не берут инициативу в свои руки и уступают господство крупным иностранным предпринимателям?
Как уже упоминалось, объединение Ishuichi имеет право общинного пользования на государственный лесной массив, где был основан лыжный курорт. В общине каждая семья ежегодно перед началом лыжного сезона на общинных землях выполняет различные работы: подрезает деревья, косит сено и др. Все это делается для того, чтобы содержать территорию в порядке. Можно сказать, что община длительное время своими силами поддерживала естественное состояние этой местности, что является необходимым условием для лыжного туризма. Такая деятельность послужила укреплению общинного духа жителей, сплотившихся перед иностранными предпринимателями.
Распоряжения, которые являются обязательными для членов объединения и которые предоставляют местным предпринимателям преимущество за счет более низких членских взносов, есть не что иное как проявления общинно-правового самосознания.
Вместе с тем при вступлении в лыжный бизнес возникает значительная конкурентная борьба между местными предпринимателями. Если община не будет уделять этой борьбе должное внимание, то количественные различия между отдельными местными предпринимателями могут привести к разрушению солидарности внутри общины и могут вызвать значительный приток иностранного капитала. Так как эта отрасль зависит от использования общинных земель в качестве территорий лыжного курорта, то распоряжения, ограничивающие предпринимательскую деятельность, можно понимать как установления общины, которые призваны обеспечивать надлежащее использование общинных земель. Одной из причин, что община Ishuichi смогла занять ведущую роль в управлении лыжной отраслью и противостоять иностранным инвесторам, послужили распоряжения общинного объединения, которые позволили сдержать влияние экономических рыночных принципов. При помощи предписаний объединение попыталось обеспечить равноправное использование общественных земель, что, в свою очередь, сделало возможным экологически разумное использование лесного комплекса и полей. Таким образом, здесь идет речь не о распаде, а о дальнейшем существовании сельской общинности и о возрождении первоначального способа использования природы.
Хотя Ishuichi и является неофициальным сельским объединением, у него есть администрация, а общее собрание принимает все важные решения. Это означает, что публичные интересы общины представлены собранием, т.е. органом самоуправления. Одной из его главных задач выступает защита экономических интересов общины и ее членов путем регулирования экономической активности. Объединение Ishuichi активно включается в сферу благотворительности и межнационального культурного обмена. Объединение Ishuichi представляет собой характерный пример того, как сами жители преодолевают раскол публичной и частной сфер и принимают фактически публичные, но юридически частные волевые решения. По моему мнению – это дальнейшее условие эндогенного развития и успешного сохранения природных ресурсов в регионе.

СОБСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ

Карл Маркс обозначил отношения человека со средствами производства понятием собственность. Частная собственность означает предметную деятельность человека, который отдаляется как от своей индивидуальности, так и от своей родовой сущности. Конечно, невозможно вернуться к общинному существованию, которое имело место в прошлом. Но при помощи научных исследований должна быть найдена та отправная точка, которая позволит ограничить такую форму взаимоотношений природы и человека, как частная собственность, ведущая к разрушению природной среды. При этом могут быть найдены и другие формы взаимоотношений человека и окружающей среды и взаимоотношений между людьми, которые преодолеют противостояние частной и публичной сфер.

СНОСКИ:

1 В Японии имеет место весьма жесткая (если не сказать жестокая) система переходных (в школе) и вступительных (в вузы) отборочных экзаменов, фактически по своим результатам предопределяющая судьбы людей (Прим. отв. ред. — О.Д.).

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В ФОРМАТЕ DOC: здесь