ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Р. Джексон – «Экопоселенческое движение» (Permaculture magazine. №40, 2004: перевод с англ. команды INSIGHT)

Росс Джексон, Permaculture magazine, №40, 2004 год

ЭКОПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ

ДВИЖЕНИЕ

«Будет ли преувеличением утверждать, что появление экопоселенческого движения — самое значимое событие XX века? Я так не думаю»

социолог Тед Трейнер,
Университет Нового
Южного Уэльса, Австралия

«На мой взгляд, экопоселения и более масштабные социальные движения, интегральной частью коих те являются, — это самое многообещающее и важное движение во всей истории»

Роберт Розенталь,
профессор философии
Ганноверского колледжа

«Самое значимое событие XX века»? «Самое важное движение во всей истории»?
Сильные слова. Давайте же посмотрим, что за ними стоит.
Община «Файндхорн» (Findhorn) северная Шотландия
Община «Файндхорн» (Findhorn) северная Шотландия

Когда община «Файндхорн» (Findhorn) в северной Шотландии анонсировала программу своей ежегодной осенней конференции «Экодеревни и устойчивые сообщества» (1995 год), они были поражены количеством заявок со всех концов света — те побили все предыдущие рекорды. В конечном итоге они были вынуждены отказать примерно четырёмстам желающим, просто учитывая вместимость прекрасного «Юнивёрсал Холла».

Каким-то образом они взяли ноту, которая отозвалась везде и всюду. Слово «экодеревня», которое уже за четыре года до этого считалось устаревшим, внезапно стало частью словаря «культурно креативных». Вполне соответствовало этому и то, что первая большая конференция состоялась в «планетарной деревне» «Файндхорна», основанного в 1962 году, потому что это одно из старейших и известнейших идейных сообществ в мире. После октября 1995 года большая часть таковых начала называть себя «экодеревнями», так и родилось новое движение. Вслед за конференцией группа примерно из 25 человек из разных стран решила придать форму тому самому ощущению большого исторического события, основав Глобальную Сеть Экодеревень (Global Ecovillage Network, GEN), дабы объединить сотни малых проектов, которые, будучи единым образом мотивированы, возникли по всему миру, но ещё не знали о существовании друг друга. Gaia Trust из Дании без промедления решили выделить Сети финансирование на первые пять лет.

ЖИЗНЬ В УСТОЙЧИВОСТИ

Таким вот образом родилось движение, ратующее за новый образ жизни, движение, которое может утверждать, что является куда более значительным, чем на сегодняшний день его оценивают в правящих кругах и средствах массовой информации, чей долг — узнавать обо всём, что происходит в мире. Экопоселенческое движение, хотя ещё и находится в зачаточном состоянии, — это глобальный феномен, отсылающий к глобальным причинам. Лучше всего понимать его как часть антиглобалистского движения. Но пока более заметная часть этого движения через уличные демонстрации, потребительский бойкот и сотрудничество в общественных организациях с конкретными требованиями протестует против глобальной модели экономики, основанной на доминации корпораций, экопоселенцы реализуют другой подход. Они тихо строят маленькие устойчивые сообщества, располагая своими собственными ограниченными ресурсами и пониманием личного долга. Экодеревни они видят в качестве тех моделей общественного устройства, к которым в итоге придёт человечество, если серьёзно рассмотреть угрозы окружающей среде и социальным структурам от глобализации, проводимой большими корпорациями. Это образ жизни, который доступен для каждого.

Австрийская экодеревня Святого Мартина Шале

Австрийская экодеревня Святого Мартина Шале

Многие политики и другие лица, исследующие данное явление, склонны классифицировать экопоселенцев как «идеалистов», а то и отвергать их как неуместное явление. Но это легкомысленная и дезориентирующая реакция. Реальность в том, что экопоселенцы — это и есть настоящие реалисты, которые принимают угрозы нашей жизни на Земле всерьёз и берут на себя личную ответственность, действуя так, чтобы как-то на ситуацию повлиять, в то время как государственные мужи не желают или не могут сделать ровным счётом ничего, так как живут в фантастическом мире, иллюзия которого не может поддерживаться долго. Их почти религиозная вера в бесконечный экономический рост, как путь решения всех наших проблем, несостоятельна и просто откладывает время серьёзного действия.

Политики стараются избегать этого острого вопроса, в то время как экопоселенцы встречают проблему с открытым забралом, совершая тяжёлый, но необходимый труд, не пользуясь при этом поддержкой общества в более широком смысле этого слова(или получая её в недостаточном объёме). Они закладывают фундамент новой культуры, которую это общество всё равно в итоге примет – частично, когда без этого будет уже не прожить, но частично и благодаря тому, что жизнь в экодеревне предлагает попросту куда более здоровые условия, чем доминирующая западная модель. Для любого пытливого гражданина последнее будет очевидно.
Коммуна «The Sunward Cohousing», Ann Arbor, Michigan

Коммуна «The Sunward Cohousing», Ann Arbor, Michigan

Экодеревня, выражаясь языком теории, представляет собой микрокосм макрокосма, потому как на достаточно малой площадке – обычно 50-400 человек – отражает все элементы и проблемы, наличествующие и в «большом обществе», но при этом ещё и предоставляет видимые решения этих проблем: делает жизнь устойчивой, решает конфликты мирным путём, создаёт рабочие места, растит детей, обеспечивает уместное образование, а также просто делает жизнь более наполненной. Это резко контрастирует со всем остальным западным обществом с его неполными семьями, отделением работы от дома,  разделением на бедных и богатых, с его уличной преступностью и жизнью в постоянном страхе и стрессе. Мы все отдаём себе отчёт в том, что современный западный образ жизни с его чрезмерным потреблением и социальным неравенством неустойчив и несправедлив в глобальном масштабе и что рано или поздно ему придёт конец.

Как бы то ни было, идеальной экодеревни не существует. Это работа в процессе – фундаментальный компонент новой парадигмы, которую ещё предстоит исследовать. Что уже есть – так это тысячи частичных решений и мириады их вариантов в разных культурах, климатических условиях и разного рода обществах, но объединённые как бы в одну расширенную планетарную семью общей системой жизненных ценностей, противостоящей традиционным делениям на расы, религии и культуры.

МОТИВАЦИЯ

Если мы исследуем мотивации экопоселенцев, то обнаружим, что они подпадают под три основные категории: социальные, экологические и духовные. Большинство экопоселенцев вначале находились под доминирующим влиянием одного из этих импульсов, но постепенно обнаружили в себе желание интегрировать и остальные два аспекта по мере роста и общения с другими членами сети. Это вполне естественная эволюция, а перечисленные выше три аспекта в реальности – это всего-навсего три компонента любого образа жизни, ориентированного на Жизнь. Но чтобы понять это, людям нужно время. «Файндхорн», например, изначально был духовным сообществом. Но впоследствии он выделил и такой приоритет, как строительство экологичных домов. Есть много обратных примеров, когда группа, вдохновлённая экологическими соображениями, со временем приобретала интерес к личностному развитию  и различным духовным путям. Возможно, самой распространённой мотивацией исторически был социальный аспект. Пример тому мы видим в кохаузинг-движении, зародившемся в конце 1960-х годов в Дании и с тех пор развившемся в городской вариант экопоселений уже в самых разных странах. Эти люди осознали, что сплочённые сообщества улучшают качество социальной жизни, не принося в жертву право на личную собственность. В последнее время в Дании наблюдается взрыв интереса к кохаузинг-проектам для пожилых людей, так как многие пенсионеры понимают, что они ещё могут жить полной социальной жизнью даже в свои годы и не нуждаются ни в изоляции в каких-либо учреждениях, ни даже в отдельных домах, пригородах или деревнях. Отметьте, что несмотря на разницу в расе, религии и культуре, экопоселенцы объединены общим видением, которое может быть определено как приоритет общины, культуры и естественной среды обитания над денежным потребительством.

ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ

Многие из этих начинаний, как на пространственном Севере, так и на Юге, объединены сейчас Глобальной Сетью Экопоселений. Эта сеть охватывает три главных региона. Европа имеет 20 национальных сетей, Северная и Южная Америка – 9. Азия имеет менее развитую сеть, но и она неуклонно растёт, а Африка только что сформировала свою первую региональную сеть.  Эти сети включают в себя как идейные сообщества Севера, так и традиционные деревни Юга.

Никто не знает, сколько экодеревень вообще существует. Большинство из них стартовали как местные инициативы. Многие ещё не связаны с GEN. Наша грубая оценка числа идейных сообществ, включая кохаузинговые проекты, — около 4-5 тысяч, в зависимости от определения таких общин. Альберт Бейтс из Международного совета GEN говорит, что число может достигать и 15 тысяч, если брать самое широкое определение. Численность населения экопоселений, созданных идейными сообществами, сильно варьируется, но это редко больше 500 человек. Конечно, Юг – это отдельная история, так как сотни тысяч традиционных деревень там до сих пор ещё имеют свою собственную, нетронутую социальную структуру, хотя и находятся под сильным давлением коммерческой глобализации. Самый большой конституэнт GEN – это насчитывающее 40-летнюю историю движение «Сарводайя» в Шри Ланке, имеющее в своём составе около 12 тысяч традиционных деревень.

ПЕРВОПРИЧИНЫ

Социальный аспект – это, без сомнения, самый важный двигатель экопоселенческого движения. Чтобы понять, почему это так, мы должны понять, что первопричины текущего глобального кризиса являются результатом доминирующей экономической модели. Ключевой пункт здесь – это то, что неолиберальная экономическая система не принимает в расчёт негативные социальные и экологические эффекты производства и торговли благами. Говоря экономическими терминами, эти эффекты «экстернализированы», то есть находятся вне описываемой модели. Как следствие, их негативный социальный и экологический «вклад» экономически вообще не оценивается. Наносимый ущерб становится буквально невидимым – он выпадает из поля зрения экономистов. Как ещё, не понимая этого, объяснить, почему, например, так называемая «зелёная революция» в Индии претендует на звание «экономического чуда» в устах адвокатов свободного рынка и «абсолютного бедствия» — в устах народа Индии?

Наша текущая экономическая система имеет фундаментальный изъян. Первооснова человеческого существования зиждется на жизнеориентированных общинных системах с функционирующей общественной сетью, имеющих дело с чистыми почвой, водой и воздухом. А наша экономическая система всё ещё уничтожает эти ориентированные на жизнь структуры. Рассматривая все жизнеобразующие аспекты общества как нечто, не имеющее коммерческой ценности, система в настоящее время поощряет экологическую и социальную деструкцию. Экопоселенцы воспринимают это как очевидный абсурд. Правила ВТО отдают приоритет зарубежным коммерческим интересам в ущерб интересам местных граждан, принуждая государства сражаться друг с другом, сокращая налоги, уплачиваемые с прибыли корпораций, предоставлять бесплатную инфраструктуру, субсидировать корпорации из бюджетных средств и выделять другие льготы, что приводит к снижению зарплат, закрытию местных предприятий и малого бизнеса, а это, в свою очередь, — к росту безработицы и сокращению социальных льгот процветающих стран. Как результат, прибыль корпораций надувается искусственным образом через «выжимание» благ из населения, рабочих и окружающей среды. Это не реальный рост, а скорее, глобальный рак. Действия экопоселенцев – это сопротивление этой саморазрушающейся системе.

Система, которая создаёт финансовые выгоды для меньшинства, разрушая само основание ориентированного на жизнь бытия для большинства, не может быть признана и одобряема экопоселенческим движением. Это понимание, безусловно, — то, на чём стоит и движение антиглобализма в целом. Молодёжь более ясно, чем старшие поколения, видит, что наши политики совершили фундаментальную, антидемократическую ошибку, передавая столь большую власть никем не избираемым корпорациям с их интересами. Более того, она осмеливается бросить вызов наисвятейшему понятию новой корпоративной «религии» — экономическому росту. У неё нет сомнений в том, что экономический рост – это жестокая иллюзия, которая разрушает жизнь и сообщества повсюду. Для неё альтернативой на будущее выступает общество для Жизни, сосредоточенное на общинности, глобальном равенстве, сохранении окружающей среды и многообразии жизни.

Далее, когда речь пойдёт о проектировании поселений, развившихся внутри экопоселенческого движения за последнее десятилетие, мы рассмотрим несколько аспектов этого альтернативного видения, включая некоторые конкретные примеры.

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Традиционное политическое мышление обычно не рассматривает социальные сети как важный аспект устойчивости. Но социальное измерение в действительности имеет самый насущный характер. Экодеревни создают целостные социальные модели как альтернативу деструктивным трендам нашего фрагментированного современного общества. Они создают возможность растить детей так, чтобы те имели возможность, просто гуляя пешком, вступать во взаимодействие со здоровыми обществом и природой. Они предлагают альтернативу консьюмеризму и формализации общественных услуг. Для женщин они предлагают альтернативу «сбрасыванию» детей системе или же изоляции их в тихих пригородах. Увеличение доли пожилых людей в обществе – это реальная проблема для многих стран. Тренд кохаузинга для пожилых в Дании – это решение для престарелых граждан. Но есть идея даже получше – это интеграция в экопоселениях людей всех возрастных групп.
Экодеревня «Мунксогард» (Munksøgård), Дания

Экодеревня «Мунксогард» (Munksøgård), Дания

Одна из новейших датских экодеревень «Мунксогард» (Munksøgård) воплощает именно это! То же самое может осуществиться и в приложении к физически/умственно неполноценным, безработным и другим маргинализированным группам. В то время как общественные затраты продолжают расти, а зарубежные коммерческие интересы – извлекать блага из жителей страны, давление на общество становится невыносимым. Экодеревни могут стать единственным способом поддержания жизни в «обществе всеобщего благоденствия» в долгосрочной перспективе. В случае, если экономическое давление в конце концов приведёт политиков к активным действиям по уполномочиванию местных поселений вместо того, чтобы полагаться на решения в форме обезличенных и дорогостоящих учреждений, концепт экодеревни может решить социальные проблемы с меньшими затратами, а вместе с тем предложить более качественный уровень жизни, осмысленную и ценную занятость. Исторически люди всегда предпочитали расширенные семейные связи. В конечном итоге наши политики осознают необходимость и начнут поддерживать такие решения через публичные фонды в обоюдовыигрышном и экономически выгодном формате.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Снижение негативного влияния человеческих поселений на природу – это ключ к устойчивости в данной сфере. Всё дело в образе жизни. Построение экодеревни объединяет дом, рабочее место и отдых. Эти три элемента – то, что обвиняется в избыточном потреблении энергии и выбросе углекислого газа в нашем автомобилизированном обществе, так как наши «пожиратели бензина» курсируют и курсируют между домом, работой и дачей. Но этот структурный аспект, частично являющийся следствием доминирующей экономической модели, ориентированной на деньги и вкладывающей огромные средства в автомобили, редко обсуждается на публичных дебатах. Экодеревни дают людям работу, выполняя которую они могут полноценно жить, производить свежую пищу, выделяя при этом время для разнообразного отдыха и творчества, — и всё в шаговой доступности. Как результат – более высокое качество жизни с использованием меньшего объёма ресурсов. Примеры наиболее известных экопоселений, где доминирует экологический мотив, — это «Кристал Уотерс» (Crystal Waters, «Кристальные воды») в Австралии и «Ирхэвен» (Earthhaven) в Соединённых Штатах Америки. Они оба являются мировыми лидерами по технике пермакультуры. «Кристал Уотерс» превратила себя из засушливого и заброшенного пустыря в настоящий рай с высокими деревьями и живописными прудами и купальнями менее чем за двадцать лет. Они спродюсировали прекрасное видео, которое задокументировало это трансформацию.
Экопоселение «Кристал Уотерс» (Crystal Waters), Австралия

Экопоселение «Кристал Уотерс» (Crystal Waters), Австралия

ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Многие экопоселения были созданы людьми, которые хотели одухотворить свою жизнь. Изменения в сознании – частый фактор выбора такого образа жизни. «Файндхорн» в Шотландии, «Ауровиль» в Индии, «Лебенсгартен», «Цегг» и «Зибен Линден» в Германии, «Херта» в Дании, «Тамера» в Португалии и «Даманхур» в Италии – лишь некоторые из известных примеров. Они стараются воплотить в жизнь новое видение глобальной взаимосвязанности и солидарности. В GEN духовное и религиозное многообразие рассматривается как благословение, а не как проблема. Мы видим, как буддисты, мусульмане, хинду, христиане и иудеи счастливо сосуществуют там друг с другом, а также с представителями менее распространённых духовных традиций, не говоря уже об атеистах. Они в полном взаимоуважении медитируют и справляют вместе праздники, так как они учатся друг у друга. Одна из излюбленных забав в GEN – встречи, на которых люди узнают новые виды обрядов других культур. Жизнь экодеревни исполнена простоты и осознанности, а это доступно для каждого на нашей планете.
Экопоселение «Кристал Уотерс» (Crystal Waters), Австралия

Экопоселение «Кристал Уотерс» (Crystal Waters), Австралия

СТАНОВЯСЬ МЭЙНСТРИМОМ

Экопоселения до сегодняшнего времени развивались и строились больше группами людей, нежели традиционными институтами-застройщиками. Этот человеческий фактор – одна из важных частей построения общины и «клей» в поселении. Экопоселения – не просто очередные новые бездушные пригороды со зданиями. Мэйнстримовая адаптация концепта экодеревни потребует переосмысления индустрии строительства. Предпочтительнее небольшие фирмы с более гибкими и экологичными методами, разделяющие идею проектирования поселений рука об руку с будущими жителями последних. Роль архитекторов и официальных властей должна стать несколько другой, дабы шла постоянная подстройка под такие новые явления, как компост-туалеты, очистка сточных вод и возобновляемые источники энергии в конкретной местности. Должны применяться гибкие муниципальные правила районирования. Передача полномочий возможна только как следствие перемен в мышлении, но больших трудностей она не создаст. Перечисленные технологии широко известны в кругах экопоселенцев, чего не скажешь о традиционных  инженерных компаниях.
Экопоселение «Кристал Уотерс» (Crystal Waters), Австралия

Экопоселение «Кристал Уотерс» (Crystal Waters), Австралия

Многие принципы экопоселений уже начинают влиять на традиционную планировку в малых городах. Мы замечаем это по таким деталям, как периферийная парковка, общие средства обслуживания и неогороженные открытые пространства в центре. Ниже показан дизайн одного из новейших датских экопоселений — «Мунксогарда», насчитывающего 5 кластеров по двадцать домов. Это настолько стало мэйнстримом, что выстроилась целая очередь из «обычных» людей, желающих туда попасть.

Общий принцип организации проекта таков: собрать вместе группу людей со схожим мировоззрением; найти место (например, 100-200 акров земли, примыкающей к какому-то уже существующему населённому пункту; начать с одного кластера в 20-30 домашних хозяйств; собрать всё имеющееся; позже добавить ещё; и стартовать по местной схеме общинного сельского хозяйства (Community Supported Agriculture, CSA). К сожалению, этот процесс может занять много лет, потому что общество в целом не слишком дружелюбно по отношению к концепту экопоселения, бросающему вызов традиционному мышлению. Экопоселение в Итаке, расположенное на севере штата Нью-Йорк, — один из примеров вышеописанного совместного действия. Конечно, это не сработает в центральных кварталах города, где имеются свои проблемы.

ЭКОПОСЕЛЕНИЯ В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ

Казалось бы, слово «экодеревня» предполагает наличие именно сельского поселения, но это не всегда так. Это сложное понятие, и оно может подразумевать как идейное сообщество, так и нечто более традиционное, как сельскую местность, так и городскую среду. Экопоселенцы так же подходят и к жизни в больших городах, хотя примеров тому на сегодняшний день не так много, потому что организовать нечто подобное в городе гораздо сложнее. Ключевой критичный аспект проектирования в больших городах – это то, что многое из необходимого для повседневной жизни там должно быть в шаговой доступности – например, один из критичных пунктов – продуктовый магазин. Модели транспортного движения должны быть перепроектированы с упором на удобный общественный транспорт и наличие безаавтомобильных зон.

Когда концепция экодеревни будет принята и начнёт распространяться как новая парадигма жизнеустройства, пригороды и участки внутри городов смогут постепенно превратиться в функционирующие экопоселения. Но это потребует сознательной общественной поддержки, потому что существует много препятствий для этих перемен. На сегодняшний день большинство экопоселенческих проектов в городах сфокусированы на модифицировании уже существующих строений: надстройке внешних оранжерей и теплиц над многоквартирными домами, на выращивании овощей и фруктов на крышах многоэтажек, на снабжении жильцов энергосберегающими устройствами и инфраструктурой, а также на организации социальных сетей из людей, живущих по соседству, координации общинных сельскохозяйственных проектов с фермерами на местах и т. д. Но это трудновыполнимая задача, когда в текущей системе почти везде приходится натыкаться на препятствия.

Последний пример экопоселения, организованного на базе заброшенных объектов промышленной застройки, — это «Беддингтонский Девелопмент с Нулевыми Выбросами» (Beddington Zero Emissions Development), или BedZED, в южном Лондоне, Великобритания. Этот проект был инициирован большой ассоциацией домостроителей, «Пибоди Траст» (Peabody Trust), в сотрудничестве с организацией, занимающейся защитой окружающей среды – BioRegional and Bill Dunster Architects. В соответствии с названием проект отвечает 82-м экологическим нормам и особенно фокусируется на экологичном строительстве. Строения максимально утилизируют солнечную энергию, имеют трёхсотмиллимитровую мощную изоляцию и обеспечены окнами с тройными стеклопакетами, что устраняет необходимость центрального отопления. Также там установлены водосберегающие устройства и коллекторы дождевой воды. Потребности в энергии удовлетворяются локальной электростанцией, работающей на древесных опилках. Мониторинг показывает, что жители BedZED очень сильно экономят энергию в сравнении со средними цифрами по Великобритании – а именно: 56% на потреблении воды и 55-65% на счетах за электричество.

Экопоселение «Беддингтонский Девелопмент с Нулевыми Выбросами», Южная Англия

Экопоселение «Беддингтонский Девелопмент с Нулевыми Выбросами», Южная Англия

Проект «зелёного транспорта» при поддержке местного сообщества продвигает ходьбу пешком, езду на велосипедах и автомобили с электрическими двигателями, заряжаемыми здесь же от фотогальванических элементов, а также продуманное общественное транспортное сообщение. Вдобавок жители имеют возможность заняться органическим фермерством – многие из них выращивают собственную еду и компостируют отходы.

Резиденты экопоселения полны энтузиазма. Как сказала одна женщина, «общинный подход – это лучшее из того, что стало опытом моей жизни». Этот комментарий особенно интересен, потому что эти жители в общем-то и не были вовлечены в проект на фазе планирования, как это происходит в случае большинства проектов экопоселений. Данный факт свидетельствует о том, что уже сам концепт всеобъемлющего экологического видения вызвал к жизни чувство общины в среде незнакомцев. «Я организовал встречу на лужайке, и пришло 60 человек», — с энтузиазмом заявил один из членов сообщества. BedZED, так же, как и «Мунксогард», — это прорывной проект, который демонстрирует мэйнстриму и не в меньшей степени политикам, а также ведомствам по планированию привлекательность и осуществимость концепта экопоселения, даже вне зависимости от того, где оно создаётся: в деревне, внутри города или в пригороде. Если налицо щадящее влияние на экологию и улучшение качества жизни, то чего мы ждём?

НОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЮГА?

Люди на Юге оценили революционный потенциал экодеревень намного раньше, чем северяне. Они до сих пор сохранили более-менее нетронутым свой общественный строй и смотрят на модель экодеревни как на нечто, полностью сочетающееся с их культурой, где деревня всё ещё играет базовую роль. Что немаловажно, они воочию наблюдают, как политика так называемого «структурного регулирования» Международного Валютного Фонда (IMF) на практике оборачивается уничтожением их местных сообществ – того самого общественного устройства, которым они живут, в то время как концепт экодеревни делает прямо противоположное. Таким образом идея использования концепта экодеревни как альтернативной модели развития проявила себя недавно в Сенегале, первом государстве, официально принявшем экопоселенческое мировоззрение в качестве ключевой части своей стратегии развития, и первой во всём мире страной, активно поддержавшей создание сети экопоселений. Сейчас эта сеть расширяется, превращаясь в кооперативное предприятие для всей Западной Африки. Новая, экодеревенская, модель для Севера и Юга может оказаться тем, что позволит удовлетворить такие планетарные нужды, как создание реальной кооперации, что искоренило бы глобальное неравенство, массовую миграцию, терроризм и заложило бы основу для действительно устойчивого будущего.

ОБРАЗОВАНИЕ

В то время как всё больше университетов вводит курсы по экологии, окружающей среде, имеется тенденция сосредоточения внимания больше на академической стороне дела, нежели на практической перемене образа жизни, как раз и являющейся коренной проблемой. Невозможно понять концепт экодеревни в лекционном зале. Вы должны сами начать его практиковать – помогая ли строить дома из соломенных блоков, проектируя ли очистные сооружения, изучая ли сакральные танцы, разрабатывая ли пермакультурный дизайн для нового места, получая опыт того, как в экодеревне принимаются решения и разрешаются конфликты и т. д. Небольшое число передовых университетов уже начали делать это, например, в рамках  программы «Ливин Рутс» («Жизненные маршруты», Living Routes) в США. Как часть своего сертифицированного обучения студент проводит от одного до трёх месяцев в каком-либо экопоселении в рамках того, что Глобальная Сеть Экопоселений называет «жизнь и обучение» — подразумевается комбинация теории и непосредственно практики. Например, «Файндхорн», «Ауровиль», «Кристал Уотерс» и «Сливовая деревня» (Plum Village) во Франции уже принимают таких студентов. По их собственным оценкам, задокументированным в случае со многими из них, это стало «опытом, изменившим жизнь». Многие студенты из США и Японии, особенно горожане, никогда и не мечтали о том, что это станет возможным и им откроется общинная жизнь, что можно так весело проводить время и возвращаться в свои страны с обновлённым ощущением смысла собственного существования и полными решимости осуществить такое и у себя на родине.
Обучение студентов «Ливин Рутс» в Кибуц Лотан

Обучение студентов «Ливин Рутс» в Кибуц Лотан

Тренеры из среды экопоселенческого движения ныне вовлечены в обсуждение того, как создать всестороннюю образовательную программу по практикам устойчивой жизни, которая бы вобрала в себя понятия органического фермерства, пермакультуры, возобновляемой энергии, водоочистки, а также организацию встреч, экологическое строительство, работу с конфликтами. Эта программа должна внедряться в экопоселениях с тем, чтобы лучшей иллюстрацией к ней стала «работа в поле». Гильдур Джексон, сооснователь GEN, предложила обучающий курс из пятнадцати модулей – по пять тем в каждом – в трёх главных областях: общественной, экологической и духовной/культурной.

Текущее размышление коснулось того, что данный курс может быть предложен вначале в Европе в кооперации с лидирующими экопоселениями как трёхнедельная программа, например, во время летних каникул у студентов американских университетов. Позже он может быть расширен и до формата полноценного двухгодичного обучения.

КАК ПРАВИТЕЛЬСТВА МОГУТ ПОМОЧЬ ЭКОПОСЕЛЕНЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ?

Сейчас западные государства миллиардами евро субсидируют неустойчивую модель экономического роста, размывая усилия своих собственных народов, старающихся воплотить в жизнь идеалы «Повестки дня на XXI век» (Agenda 21), провозглашённой этими же самыми государствами. Если хотя бы малую толику этих средств перенаправить на поддержку людей, пытающихся строить действительно устойчивые общины, это могло бы серьёзно изменить мир к лучшему. Множество людей ждёт в очереди на то, чтобы присоединиться к этому движению, но правила районирования и заскорузлое мышление – это серьёзные препятствия. Получение земли и разрешения на строительство, вместе с обучением проектировщиков экопоселений, — это нечто вроде прохождения верблюда через игольное ушко.

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОПОСЕЛЕНИЯМ

Две последние книги по теме заслуживают специального упоминания. «Жизнь экопоселения» (Ecovillage Living) представляет собой калейдоскоп из более чем четырёхсот цветных снимков экодеревень на шести континентах вкупе с дюжинами статей по всем аспектам движения за авторством первопроходцев из GEN. «Создавая жизнь совместно» (Creating a Life Together) – это практическая, связанная с жизнью книга, разбирающая важнейшие моменты, связанные с проектом и содержащая прекрасные приложения. С этими двумя книгами в руках каждый сможет воплотить свою мечту где угодно.

Книга «Жизнь экопоселения» (Ecovillage Living)Книга «Создавая жизнь совместно» (Creating a Life Together)

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ: перейти по ссылке

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь

КОММЕНТАРИЙ INSIGHT:

Итак, подход экопоселенцев к решению глобальных проблем прост: не тратить времени на пустые протесты против засилья корпораций, а использовать этот ценнейший ресурс максимально разумно – формируя альтернативную модель жизни своими руками. Сегодня эта модель – мировой тренд. Это очевидно, если учитывать уровень интереса в мире к такому, например, понятию, как sharing economy (экономика разделения). Жизнь экопоселенца характеризуется особой наполненностью – и он готов делиться всем, что у него есть. Такую полноту никак не сымитируешь. Именно она способствует появлению в людях благожелательного и благодеятельного отношения ко всем, вне зависимости, как указано в этой статье, от деления на расы, религиозные и культурные традиции. Чтобы понять природу этого явления, требуются время и реальный опыт. Общее видение может возникнуть только там, где есть приоритет общины. Он позволит не попасться в ловушку бросового идейного антиглобализма с его вторичной лозунговой направленностью и оторванностью от реальности. Глобализация – явление объективное. Другое дело – вопрос управления глобализацией. Тут возможны разные варианты, и победу одержит тот, кто работает на перспективу, то есть имеет смелость и разум не «жить одним днём».
Sharing economy (экономика участия или экономика совместного использования