ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Три взгляда на коммуну Нидеркауфунген, Германия (разные источники)

ТРИ ВЗГЛЯДА НА КОММУНУ

«НИДЕРКАУФУНГЕН» (Германия)

Нидеркауфунген — коммуна под Касселем, которая была создана в декабре 1986 г. и в 1995 г. насчитывала 50 взрослых и 16 детей. Она намеревается продолжать расти. Принципы коммуны: идейный анархизм, совместное хозяйство, принятие решений на основе консенсуса, коллективные структуры быта и труда, демонтаж семейных и половых иерархий.

1. САМОУПРАВЛЯЕМАЯ КОММУНА НИДЕРКАУФУНГЕН В ГЕРМАНИИ
ПЕРЕЙТИ К ИСТОЧНИКУ

ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПОВ УСТРОЙСТВА КОММУНЫ

Нидеркауфунген — коммуна под Касселем, которая была создана в декабре 1986 г. и в 1995 г. насчитывала 50 взрослых и 16 детей. Она намеревается продолжать расти. Принципы коммуны: идейный анархизм, совместное хозяйство, принятие решений на основе консенсуса, коллективные структуры быта и труда, демонтаж семейных и половых иерархий. Труд организован в соответствии с критериями экологичности и социальности производимых продуктов и услуг. В Нидеркауфунгене имеются детский сад (смешанный по возрасту), строительная мастерская, архитектурное бюро, столярная мастерская, слесарная мастерская, пошивочно-кожевенная мастерская, дом для конференций и встреч, столовая, зал заседаний, предприятие по биогородничеству, животноводческая ферма, наборная мануфактура и т.д. Всем этим занимаются отдельные трудовые группы. Создаётся пенсионная система. Особенностью коммуны является совместное ведение хозяйства (все решения принимаются на общем пленуме). Ее члены говорят об “общем хозяйстве”, а не об “общей кассе”, предназначенной обычно для конкретных целей. “В общем хозяйстве есть только одна касса. В нее дается и из нее берется все. Все имеют к ней равный доступ. Частных доходов больше нет. Подарки, гонорары и т.д. тоже идут в общий котел. Нет никакой возможности делать расходы помимо общей кассы. Кроме того, в том, что касается производства, общее хозяйство включает в себя договоренность относительно рабочего времени, формы производства, предложения услуг и квалификации работающих. В том, что касается потребления, общее хозяйство требует договоренности о потреблении и потребностях, о том, как возникают потребности и какие последствия будет иметь удовлетворение моих потребностей”. В коммуне нет имущественных различий.

В Нидеркауфунгене разделяют потребительское и инвестиционно-производственное достояние. Первый “котел” образуется из ежемесячных доходов коммуны; при этом соблюдается следующий принцип: в среднем за год он должен быть не ниже, чем расходы. Инвестиционно-производственное достояние образовано из обобществленнного имущества членов коммуны. Это имущество расходуется только при покупке и ремонте зданий и для инвестиций в сферу труда, но ни в коем случае не на нужды потребления.

Коммуна сознательно отвергла принцип строго равного потребления и установила принцип распределения по потребностям. Интересно, что опыт коммуны Нидеркауфунген доказал: в условиях гласного, открытого и совместного обсуждения всех проблем и потребностей злоупотребления являются исключением, люди учатся сознательно и ответственно относиться к своим потребностям, обсуждать и понимать их. Каждый член коммуны заключает с ней договор о том, что он может взять, если выйдет из коммуны; он утверждается консенсусом. Каждый месяц в коммуне подводится баланс, из которого видно, из чего складываются доходы (собственные сферы труда, работы вовне, гонорары, пособие по безработице, подарки, пособия на детей и т.д.) и расходы (продукты питания, книги, поездки, карманные расходы, арендная плата и т.д.). При указании расходов не фиксируется, кто именно их совершил: желающий узнать это может обратиться к кассовой книге. О расходах свыше 200 марок следует предварительно уведомлять для того, чтобы другие могли дать совет, нельзя ли где-то и как-то купить это дешевле. Более крупные расходы (путешествия, компьютер и т.д.) подлежат одобрению пленума: обычно о них сообщают и, если в течении последующих недель и на следующем пленуме никто не возражает, вопрос считается решенным. Каждая трудовая группа представляет отчет примерно раз в год, сообщая о своих доходах, расходах, рабочем времени, планировании развития. Все это считается важной частью информационной культуры в коммуне, чему уделяется много внимания.

2. КРИТИКА
ПЕРЕЙТИ К ИСТОЧНИКУ

На окраине Касселя, в местечке Нидеркауфунген (название весьма символично: «Нижняя Закупочная») располагается достаточно крупная Коммуна — Коммуна «Нидеркауфунген». Будучи примером многолетнего успешного левого проекта, коммуна открыта для гостей и порой свыше одного раза в неделю принимает различные делегации, дает интервью, проводит экскурсии и пр. Два дня назад побывал там и я с группой студентов и доцентов кафедры социальной географии.
Коммуна создана 20 лет назад в 1986 году группой левых активистов, практически стопроцентно состоящей из людей, обладающих различными научными званиями — от доцентов до академиков. Состав Коммуны постоянно менялся, но уверенно рос.

В настоящее время коммуна насчитывает 70 членов. Из первоначального состава осталось около одной трети человек — полагаю, самых отчаянных. 20 лет назад коммунары арендовали большой крестьянский двор с несколькими строениями, которые затем были полностью перестроены. В настоящее время это небольшое поселение представляет собой полноценный маленький город, со всеми необходимыми коммуникациями, производством и инфраструктурой. Это общежитие, отопительный центр, столярная, слесарная, портняжная мастерские, столовая, библиотека. Коммуна полностью обеспечивает себя, при том что почти все члены работают исключительно внутри неё. Для того чтобы поддерживать свою экономику, коммуна продает продукты собственного производства во «внешний мир», являясь по сути акционерным обществом семейного типа. Основным принципом производства является экологичность товаров: абсолютно все продукты безопасны для здоровья.

Коммуна обладает собственной социальной системой: например, финансирует высшее образование детей коммунаров. При этом в коммуне нет никакой системы власти, нет никакого избираемого органа или лидера: все члены коммуны абсолютно равны в правах. Координирующим средством является еженедельный пленум, на котором открыто решаются все насущные вопросы.
Негативной тенденцией является тот факт, что возрастной состав коммуны не молодеет: основным ее костяком остаются представители того поколения, которое 20 лет назад инициировало этот проект. Молодые люди уходят получать образование во внешнем мире и не возвращаются назад.

Другой тенденцией, заслуживающей критики, является элитарность ее состава. Далеко не каждый желающий из внешнего мира может приобщиться к коммуне. Пленум коммуны решает, может ли тот или иной соискатель стать ее членом, руководствуясь при этом часто вполне практическими соображениями: его рентабельностью (интеллектуальной и профессиональной), а также фактом дефицита жилых помещений. На наш вопрос о востребованности людей свободных профессий, художников и писателей, был получен ответ, что в свободное время коммунар может, конечно же, заниматься чем ему заблагорассудится, но основное свое время он должен посвящать нуждам коммуны, быть рентабельным. Личное творческое эго чуждо духу коммуны. То же самое касается таких социальных групп, как инвалиды, например. Такая «асоциальность» коммуны ассоциируется с «академической сектой» — группой умных, высокопрофессиональных и образованных, но отчасти эгоистичных людей, озабоченных лишь собственным научным проектом и созданием личного жизненного уюта людей. Тем не менее, коммуна Нидеркауфунген — редчайший пример жизненной стойкости ее создателей, а также позитивного и успешного левого праксиса.

3. КОММУНА НИДЕРКАУФУНГЕН ГЛАЗАМИ САМИХ КОММУНАРОВ.
«ГДЕ-ТО НАД РАДУГОЙ»

ПЕРЕЙТИ К ИСТОЧНИКУ

1986-2006

Первое, что Вы увидите, приехав в Коммуну Нидеркауфунген возле г.Кассель (центральная Германия), это группа старых и новых построек и люди, работающие на территории коммуны. Так выглядела коммуна в прошлом, так она выглядит и сегодня. Похоже, что в будущем она останется неизменной. Наша первоначальная цель — «построить» не наносящую вреда окружающей среде, неиерархическую коммуну из сотни взрослых плюс дети и подростки. Реализована она пока только частично. Сегодня, по прошествии 20 лет со дня основания коммуны, в ней проживает 60 взрослых и около 20 подростков: это одна из крупнейших немецких политических коммун. Мы не являемся религиозной коммуной, представляя собой крупнейшее светское, эгалитарное сообщество в Германии.

С самого начала принятие решений на основе консенсуса, полное и равное участие всех членов являлось одним из руководящих принципов коммуны, так же как и задача по развитию коллективных, кооперативных и неиерархических структур и сокращению патриархальных и конкурентных структур. Мы стараемся применять принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям», с полностью социализированной внутренней экономикой, с общим бюджетом и общей собственностью коммуны на все здания, сооружения, транспортные средства и средства производства. Кроме того, важным принципом, хотя и не выраженным напрямую в манифесте о целях и принципах коммуны, является экологичность, попытка избежать нанесения вреда природе.

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ / ИСТОРИЯ

Коммуна была основана в конце 1986 года. Территория площадью в 4 акра (около 10000 квадратных метров) находится в самом сердце Нидеркауфунгена, одного из трех поселков, образующих город Кауфунген (с населением около 15, 000 человек). В центре поселка находится множество старых, наполовину деревянных домов, но в последние три десятилетия было построено много новых жилых комплексов. Поселок превратился в пригород города Кассель, с которым его связала трамвайная линия.

Основная группа зданий коммуны в Кирхвеге изначально представляла собой большую усадьбу с комплексом домов, мастерских, конюшен, сараев и складов. В 1960-х годах центральное сельскохозяйственное здание был превращено в жилое помещение для иностранных работников, некоторые из которых все еще проживали в нем, когда здание было куплено. По современным меркам, это было бедное спартанское жилище; плохо изолированное, не все окна были застеклены, рабочие жили по двое в комнатах с умывальником в углу. Когда прибыли первые коммунары, некоторые части здания можно было использовать сразу, а некоторые срочно нуждались в ремонте. Сегодня большая часть здания преобразована в хорошо изолированное помещение с двойным стеклом. Все это осуществлялось экологически безопасным способом с использованием незагрязняющих окружающую среду и частично переработанных материалов.

В 1996 году коммуна купила небольшую ферму (Хоф Биркенгрунд) неподалеку от деревни. Стойла, амбар и хозяйственные постройки, используются сельскохозяйственным коллективом. (Само здание фермы сдается в аренду местному социальному проекту, целью которого является наблюдение за «трудными» детьми, после того как школьный день закончен). Часть старого асбестового покрытия на крыше фермы была заменена, построена молочная комната для производства сыра.

На протяжении многих лет группа росла и развивалась, и мы стали крупнейшей нерелигиозной коммуной в Германии, осуществляющей ряд экономических, культурных и политических мероприятий. В настоящее время (2006 г.) в коммуне насчитывается 57 взрослых и 18 детей и подростков, проживающих в десяти основных группах; семь из которых являются смешанными группами с детьми. В двух группах проживают только женщины, и в одной — только мужчины.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Коммуна Нидеркауфунген имеет ряд руководящих идей, которые были впервые сформулированы в манифесте о целях и принципах, написанном группой основателей в конце 1983 года, до того как были выбраны и приобретены здания. Манифест начинается с критики капитализма, потребительского и конкурентного общества, которое является результатом этой экономической системы, и предлагает. В качестве альтернативы авторы предложили кооперативную, неиерархическую, социально-экологическую модель. Основные принципы коммуны логически следуют из этой модели, и мы стараемся, порой небезуспешно, применить их на практике в нашей повседневной жизни.

Мы являемся недогматической группой: идеи участников которой варьируются от радикального и социального феминизма, экологических мировоззрений до марксизма, коммунизма, синдикализма и анархизма. Многие коммунары принимают активное участие в политических группах и кампаниях в Кауфунгене и Касселе.

Большинство людей, работающих на территории коммуны, работают в коллективах. Мы, насколько это возможно, применяем экологический подход в работе и в жизни.

В коммуне и в трудовых коллективах все решения принимаются на основе консенсуса, каждый индивидуальный участник имеет возможность наложить вето на какое-либо решение.
Наша внутренняя экономика полностью коллективизирована, без частной собственности на здания, средства производства или транспортные средства. Весь доход признаётся общим, и каждый человек берет столько средств, сколько ему необходимо.

С целью сокращения традиционных патриархальных структур и ролей мы живем небольшими группами, а не семьями. Обязанности по уходу за детьми распределяются между родителями и другими взрослыми, причем дети иногда сами выбирают людей, которые будут присматривать за ними.

МАНИФЕСТ О ЦЕЛЯХ И ПРИНЦИПАХ, 1983

С самого начала у нашей коммуны была амбициозная цель доказать, что группа людей, приверженных своим идеям, сможет выжить в финансовом отношении в капиталистическом обществе, не сдаться казалось бы неизменным варварским правилам системы. Мы не хотим отгородиться от всего и создать неиспорченный соблазнами большого мира крошечный островок в каком-нибудь безлюдном месте (что совершенно невозможно в таком густонаселенном и промышленно развитом государстве, как Германия), а, скорее, стремимся к созданию коллективно управляемых предприятий, которые занимаются производством для местного рынка, а также для потребностей самой коммуны.

В настоящее время в коммуне существует ряд коллективных предприятий. Имеется строительное предприятие со строителями и работниками по металлу, столярная мастерская, коллектив садоводов, детский сад, центр по проведению семинаров, молочная ферма, группа по обеспечению общественного питания в коммуне, а также административные коллективы. Ряд людей работает вместе менее формально, как, например, консультационная группа, предоставляющая советы и помощь другим самоуправляющимся проектам и коммунам. Кроме того, в настоящее время создается новый коллектив – центр дневного уходя за пожилыми людьми.

Официально коллективы имеют различные правовые формы, однако на практике они имеют похожие структуры, с организационными заседаниями, на которых коллектив принимает решения о том, как мы работаем (часы, праздники, обязанности и разделение труда), и о том, что мы хотим делать. Экологическая устойчивость, а также удовлетворенность работой стоят на первом месте в нашем списке приоритетов.

Несколько человек работают в одиночку. В коммуне работают физиотерапевт и психолог. Один человек работает в мастерской кожаных изделий, специализирующейся на производстве ботинок для маленьких детей. Кроме того, небольшое количество коммунаров работает вне коммуны, например, два учителя. Кто-то вне коммуны занимается на учебных курсах.

ЭКОНОМИКА КОММУНЫ

«От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Модель довольно проста и ясна: Члены коммуны передают все свои активы под управление траста коммуны, которая является собственником недвижимости, всех средств производства и всех коммунальных предприятий/компаний, независимо от их правовой формы. Траст, состоящий из всех взрослых участников коммуны, принимает на основе консенсуса решения о том, что делать с деньгами, куда и как их вкладывать. У траста нет намерения или возможности приватизировать предприятия или имущество.

Все доходы, независимо от того, откуда они берутся, поступают в один фонд, из которого оплачиваются все ежедневные расходы. Не существует фиксированной заработной платы, нет никаких персональных надбавок или карманных денег. Люди сами решают, что им нужно, и берут деньги прямо из кассы в нашем административном офисе (и сами делают запись в кассовой книге). Удивительно, но этот принцип работает в течение семнадцати лет, хотя, конечно, и возникали споры, когда наши расходы превышали доходы. Наше финансовое положение было достаточно стабильным на протяжении большей части существования коммуны и наш материальный уровень жизни медленно, но неуклонно рос – факт, который приветствовали некоторые участники и критиковали другие.

ЧЛЕНСТВО В КОММУНЕ

Люди, которые хотят присоединиться к коммуне, могут посетить нас во время «информационных выходных», когда описываются и обсуждаются наши цели, принципы, история и повседневная жизнь. Такие выходные, с размещением в гостевых комнатах нашего семинарского дома, включают в себя экскурсию по зданиям и рабочим помещениям коммуны и проводятся раз в два месяца.

Если человек понял, что он действительно хочет стать участником коммуны, он может остаться в гостевой комнате на неделю, принимать участие в повседневной жизни коммуны, участвовать в пленарных заседаниях и в работе трудовых коллективов. В течение следующих месяцев человек периодически приезжает на недельный срок, что дает ему возможность завести друзей, найти будущий трудовой коллектив и группу для совместного проживания. Человек также должен найти трех или четырех коммунаров, готовых финансировать и поддерживать его в течение испытательного периода.

Следующим шагом для нового участника является написание заявления на предоставление членства с биографией, информацией о себе, своих интересах, работе и финансовом положении. Затем человек должен посетить каждую группу живущих в коммуне (как правило, на один вечер), с тем, чтобы мы могли лучше узнать друг друга. После того как кандидат посетит все группы, каждый коммунар пишет краткое заявление о том, принимает ли он/она, поддерживает или имеет сомнения по поводу данного человека до начала испытательного периода.

В случае отсутствия вето человек может начать испытательный срок, жить с нами, участвовать в повседневной экономической жизни коммуны, однако его активы (или долги) будут всё ещё находиться вне коммуны.

Испытательный срок длится как минимум 3 месяца, по окончании которых каждый коммунар пишет заявление о принятии (или о наложении вето на принятие) кандидата в качестве полноправного участника коммуны. Этот срок может быть продлен по просьбе коммунара, который до сих пор не определился.

После принятия нового участника тому предоставляется еще 3 месяца для принятия решения о присоединении к коммуне. Этот срок может быть продлен, если это необходимо. Когда человек, наконец, решает остаться, его капитал (или задолженность) коллективизируются и новый участник официально вступает в траст, который владеет и управляет финансовыми активами, зданиями, землями, средствами производства и транспортными средствами коммуны.

ПОВСЕДНЕВНАЯ СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ

Важной частью нашей повседневной жизни является совместное питание. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем в большой столовой. (Горячие) напитки к завтраку, как правило, готовы в семь утра, столы также накрываются к этому времени. Со столов убирают в девять, поэтому позавтракать успевают все: и те, кто встает рано, и те, кто встает позже. Большинство ежедневных газет доставляются в столовую к семи утра.

Обед подается с одного до двух часов, и чаще всего в это время в столовой собирается наибольшее число коммунаров. Ужин подается с шести до семи вечера и зачастую представляет собой смесь горячей и холодной пищи. Обед с понедельника по пятницу готовит коллектив поваров, а завтрак и ужин готовит группа добровольцев. Обед в выходные дни готовят группы совместного проживания по очереди, мытье посуды также по очереди осуществляется участниками коммуны.

Конечно, отдельные участники и группы могут сами готовить себе как и когда они хотят, и ряд групп совместного проживания по воскресеньям завтракает вместе в своих домах. Кроме того, помимо основной большой кухни, есть маленькая кухня, где можно готовить чай и закуски, и она довольно часто используется людьми, которые готовят ужин или едят поздно вечером. За последние несколько лет большинство групп совместного проживания также решили построить в своих домах маленькие кухни – некоторые из них достаточно хорошо оснащены, но они значительно отличаются друг от друга.

Значительная часть нашей жизни проходит в небольших группах; группах совместного проживания и трудовых коллективах, однако существуют случаи, когда большое число коммунаров собирается вместе, например, для празднования дней рождения, вечеринок или на ежемесячный «полдень коммуны». Этот регулярный совместный полдник принимает различные формы. Иногда мы используем его для обсуждения важных тем, а иногда для крупных рабочих проектов. Дважды в год мы вместе проводим продленные выходные без гостей, во время которых, опять же, в основном обсуждаем те вопросы, которые считаем важными.

Другой возможностью собраться всей коммуной является еженедельный «пленум», пленарное заседание, на котором происходит обмен новостями и принятие решений.

ПЛЕНУМ

Наши еженедельные общие собрания (пленумы) проводятся каждый вторник вечером. На нем присутствует большинство коммунаров, и оно открыто для гостей. Собрание состоит из двух частей.

Первая часть — информативная, с новостями и информацией от участников коммуны, административных коллективов, других трудовых коллективов, иногда от групп совместного проживания, с информацией о событиях в Кауфунгене и в Касселе. Эта часть, как уже говорилось, носит чисто информативный характер, хотя порой случаются и дискуссии по поводу некоторых моментов. В конце этой части зачитываются принятые нами решения, а также уточняются подробности для небольших рабочих групп. После этого объявляется перерыв для тех, кто желает перекусить, покурить или сходить в туалет.

Каждые три недели из четырех после перерыва выступают рабочие группы. Эти группы могут быть весьма разнообразны. Некоторые занимаются разработкой предложений и рекомендаций касательно принятия решений по будущим проектам, например, ремонт зданий, изменения в наших структурах, планирование мероприятий и т.д. Другие группы могут обсуждать теоретические темы: политические или социальные. Многие из этих рабочих групп открыты для гостей, которые могут присутствовать при обсуждении.

На четвертой неделе, на сессии после перерыва с докладами о своей деятельности выступают трудовые коллективы или коммунары, работающие вне коммуны. Очень часто, доклад проводится в форме вопросов и ответов, потому что письменная версия доклада вывешивается на информационной доске по крайней мере за неделю до начала сессии. Каждый коллектив делает доклад по очереди, примерно раз в пятнадцать месяцев. Опять же, гости приглашаются в качестве наблюдателей.

ИЗ МАНИФЕСТА КОММУНЫ НИДЕРКАУФУНГЕН

Итак, почему мы захотели делать большой проект? Мы ежедневно испытываем воздействие того общества, которое проявляет себя отвратительным образом на наших рабочих местах и в наших семьях. Это то общество,
— в котором немногие располагают правом распоряжаться капиталом и средствами производства;
— в котором те, кто обладает капиталом, располагают и особыми возможностями для того, чтобы влиять на судьбы других людей, на закон и право, образование, потребности и межличностные отношения;
— в котором человек зависим от тех, кто владеет капиталом, и ради выживания вынужден позволить пожизненно эксплуатировать свою работоспособность, здоровье и творческую энергию;
— в котором выполняется зачастую бессмысленная, разрушающая здоровье и просто тупая работа, которая не ориентирована на потребности людей, отчуждена от них;
— в котором человек отчужден от самого себя и от других людей — и так дело обстоит во всех сферах жизни. И хотя он частично сознает свое положение, эксплуатацию, но не предпринимает ничего, чтобы что-нибудь изменить.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В ФОРМАТЕ DOC: здесь