ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Н.Н. Неплюев: Воздвиженское трудовое братство — локальная модель будущего бесконфликтного общества социальной справедливости. Часть 1 (…Теория, практика, печальный финал, 1994)

(…Теория, практика, печальный финал, 1994)

Н.Н. НЕПЛЮЕВ: ВОЗДВИЖЕНСКОЕ ТРУДОВОЕ

БРАТСТВО — ЛОКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

БУДУЩЕГО БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕСТВА

СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. ЧАСТЬ 1

ОБ АВТОРЕ

Нестор Семёнович Солодовник (1906-1998) – человек c незаурядной биографией, запечатлевшей немало знаковых имен и событий ХХ века. Генерал-майор разведки, кандидат военных наук, доцент; кавалер орденов Красного знамени, Красной звезды, Богдана Хмельницкого, Великой Отечественной войны I и II степеней. Он родился в селе Чуйковка, Черниговской губернии (ныне Ямпольский р-н, Сумской области).

Нестор Семёнович Солодовник
(1906-1998)

С 1922 по 1927 год учился в Воздвиженской агрономической школе, которую окончил с отличием. Однако в сельском хозяйстве пришлось работать недолго. В 1929 г. он был призван в Красную армию, с которой связана вся его дальнейшая жизнь. В 1936 г. он оканчивает военную академию, а затем – курс английского языка в Кембриджском университете и уезжает в Китай. В период сражения под Москвой зимой 1941-1942 гг. майор Солодовник — начальник разведки 20-й армии генерала А. Власова. В сентябре 1942 г. он назначен руководителем военного отдела ТАСС и направлен в Египет в качестве представителя Красной Армии при штабе фельдмаршала Бернарда Луи Монтгомери, командующего 8-й английской армией.

В 1943 г. Солодовник получил звание генерал-майора. В 1944 г. он был официальным представителем Советского Союза в Международной контрольной комиссии по делам Италии.

В 1947 г., по окончании Академии генерального штаба, он получает назначение на пост начальника управления в ГРУ. С 1952 г. работал в Комитете информации при МИД СССР, где он был одним из заместителей В.М. Молотова, тогдашнего главы МИД и председателя Комитета. Военную карьеру завершил в 1964 г. Затем cлужил советником посольства СССР в Германии. С 1968 по 1973 г. был научным сотрудником Института мировой экономики (ИМЭМО). Н.С. Солодовник автор нескольких книг на военно-политическую тематику. Его заметки о некоторых малоизвестных фактах из истории Второй мировой войны опубликовал в 1985 г. еженедельник «Московские новости».

Последние годы своей жизни Нестор Семенович посвятил изучению наследия основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева.

Члены Крестовоздвиженского трудового братства (по центру Н.Н. Неплюев)

Что же заставило вчерашнего руководителя советских спецслужб, члена КПСС с 50-летним стажем, заняться восстановлением исторической правды о Н.Н. Неплюеве – крупном помещике и православном богослове? И это в 1983 году, когда в СССР шла планомерная антирелигиозная пропаганда.

Он говорил, что взяться за перо побудили благодарная память о неплюевской школе, давшей ему «путевку в большую жизнь», близкое знакомство с воспитанниками братства и чувство возмущения за незаслуженное попирание имени Неплюева, которое происходило в ту пору на его малой родине. Первый вариант своей рукописи он попытался опубликовать в Москве в перестроечном 1987 году. Тогда, рассказывал он, никто не захотел связываться с темой Неплюева. Свой несколько раз переработанный труд «Воздвиженское трудовое братство» (М., 1994) ему удалось выпустить, только в постсоветское время, так сказать, «самиздатским» способом, крохотным тиражом. Книга является полноценной научной работой, по сути, диссертацией. Цель моего исследования, писал Н. Солодовник – «не осудить, приговорить или оправдать Неплюева, но понять, объяснить его личность, как общественного деятеля своего времени, наследие которого незаслуженно забыто и ещё не оценено по достоинству».

В этой работе, автор ещё нередко использует лексику и терминологию советской исторической школы. Не совсем адекватным представляется и рассмотрение взглядов православного христианина Неплюева сквозь материалистическую призму «социального гуманизма». В нашей публикации представлены лишь некоторые отдельные главы и разделы из двух десятков, присутствующих в монографии. Её достоинствами можно назвать глубокий, всесторонний анализ рассматриваемого явления, ясность изложения, строгое следование фактам.

Ценность этой работы заключается еще и в том, что написана она очевидцем, который и до поступления в братскую школу, проживал в одном из окрестных сел. В юности Н. Солодовник успел застать Неплюевское братство в малоизмененном после Октябрьской революции виде. Здесь еще жили сестры Н.Н. Неплюева – Мария и Ольга, в школах служили учителя, назначенные братской думой, совершались богослужения в храме, словом, сохранялись дух, нрав и обычаи христианского братства-коммуны. Во время учебы в Воздвиженской агрошколе молодой Нестор Солодовник стал свидетелем драматических событий, происходивших с братством и его обитателями в начальный период советской власти. Здесь завязалась его дружба с воздвиженскимисверстниками – братчиками второго поколения, продолжавшаяся до глубокой старости. Одним из плодов этой дружбы явилась монография о Н.Н.Неплюеве.

Знакомство с этим серьезным и весьма познавательным сочинением будет интересно всем, кто занимается отечественной историей и изучением русского богоискательства.

В. Авдасев, директор народного музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева»

Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек производит зло – в литературе, на службе, в семье, словом – везде.

Н.В. Гоголь.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В данном исследовании речь пойдет об одной удивительной христианской трудовой общине небольшой численности (400-500 чел.) с мессианскими чаяниями перемен к лучшему, создания «нового очага новой жизни», где будут исключены зло и социальная несправедливость, с чаяниями преобразования, в перспективе, по его образу и подобию всего общественного устройства России, а затем и мира. Не более и не менее.

Члены Крестовоздвиженского трудового братства (по центру Н.Н. Неплюев)

О глубокой вере, порой до экзальтации, в Новозаветного Бога любви и милосердия, о стремлении общины любовь, братолюбие сделать законом жизни вместо борьбы за существование.

О попытках трудовой общины изменить социальную и индивидуальную психологию её членов для новой, коллективистской жизни, которым будет открыта истина, пока недоступная другим. Служение идеям общины считалось и называлось подвигом.

Об оригинальных организационных и вероучительных установлениях в общине для поддержания в ней чувства избранности, исключительности, особости, дабы не раствориться в окружающем мире.

О новаторском для своего времени экономическом устройстве трудовой общины, образовавшей в конце своей деятельности своеобразный мини-агрокомплекс.

О надеждах и разочарованиях членов общины, об их личных судьбах – драматических и трагических, — о внутриобщинных противоречиях и конфликтах (люди – не ангелы), о печальном финале.

Николай Николаевич Неплюев

О главном архитекторе и бессменном руководителе трудовой общины Николае Николаевиче Неплюеве, его мировоззренческой доктрине и практической деятельности по претворению её в жизнь, ревностном блюстителе устоев и миссионерского рвения общины.

И – о многом другом.

Община была названа Трудовым братством. По замыслу его учредителей это название должно было включать в себя глубокий социальный смысл и богатое идейное наполнение, ведущаяроль в которых отводилась христианским нравственным ценностям и мотивам. Члены трудового братства называли друг друга братьями и сестрами. Оттуда-то, из небольшого населенного пункта, не имевшего даже ранга села, – хутора и исходили перестроечные импульсы и настойчивые миссионерские призывные сигналы: Всем, всем, всем! Слово было услышано в стране, в ближнем и дальнем зарубежье. Не всеми понято, еще меньшим числом людей принято, тогдашней общественной системой России в целом отвергнуто.

Дело же – практическое воплощений в жизнь идеалов общины – трудового братства – так и не смогло перешагнуть пределы замкнутого островного пространства. Поспешно созданные трудовым братством два аванпоста оказались нежизнеспособными и «десантники» вынуждены были вскоре вернуться в свою первообщину – Трудовое братство.

Это еще не седая старина, но, несомненно, уже давняя-давняя быль.

Со времени формирования взглядов Н.Н.Неплюева (1851-1908) минуло более века, а воплощения их в жизнь – около 90 лет. Однако, как представляется, они не утратили своего познавательного значения и по нынешним меркам.

«Опытным полигоном», своего рода строительной площадкой для практической реализации социальных, экономических и христианских устремлений Неплюева послужило его образцовое по тому времени имение с центральной усадьбой в хуторе Воздвиженске, Глуховского уезда, Черниговской губернии, ныне: с. Воздвиженское, Ямпольского района, Сумской области Украины.

Именно в Воздвиженске развивались, конкретизировались и воплощались в жизнь основные социальные установки Неплюева, в первую очередь его аграрно-кооперативные идеи. Здесь практически создавалась и испытывалась на социально-экономическую устойчивость и жизнеспособность христианская трудовая община – Воздвиженское трудовое братство, базировавшаяся на групповом (артельном) владении средствами производства, прежде всего землей, на совместном труде, коллективистском образе жизни и принципах жизни раннехристианских общин.

По замыслу Неплюева Трудовое братство должно было стать первой локальной эталонной моделью будущего более совершенного общественного устройства – бесконфликтного общества социальной справедливости в виде целостной системы трудовых братств во всероссийском, а затем и общеевропейском масштабе.

В мировоззренческой доктрине Неплюева одно из важнейших мест занимала его аграрная концепция, предусматривавшая перевод аграрного сектора страны на производственно-кооперативные рельсы. В свете этого Трудовое братство создавалось им и строилось также одновременно и как образцовая модель аграрных отношений нового типа, как трудовая община культурных земледельцев. В этом плане Неплюев считал Крестовоздвиженское трудовое братство олицетворением многовековых чаяний основной массы российского крестьянства, наглядным его будущим в живом и конкретном обличии. Неплюев полагал возможным, более того, необходимым, перенесение системы трудовых братств, первоначально создаваемых как сельскохозяйственных, также и на иные сферы общественной структуры: городские, промышленные, интеллектуальные, сферу обслуживания и др.

В целом же, исходя из своего видения бесконфликтного общества социальной справедливости и путей его построения, Неплюев считал, что эталонный характер Воздвиженского трудового братства никоим образом не должен исчерпываться лишь его организационно-производственными, земледельческими характеристиками. Он всемерно стремился к тому, чтобы Воздвиженская трудовая община стала эталонным социальным слепком будущего бесконфликтного общества социальной справедливости и в связи с этим – средоточием высокой нравственности, культуры, духовности.

Казалось бы, что социально-экономический и нравственный выбор в хуторе Воздвиженске – довольно ординарное явление. Немало на Руси возникало и вскоре распадалось различного рода трудовых образований того или иного вида. У ряда из них были многообещающие социально-экономические программы и далеко идущие гуманистические цели, религиозно-нравственные лозунги, особо привлекательные для патриархальных слоев общества. Однако их деятельность и общественная известность ограничивалась местными рамками и узкими временными пределами. Лишь считанные единицы выходили на короткое время на всероссийскую авансцену. Например – толстовские коммуны разных укладов, сумевшие вписаться в индустриальное общество.

В данном же, Воздвиженском случае, произошло нечто иное. Воздвиженский социальный поиск получил сразу же большое звучание не только во всероссийском масштабе, но и в европейских странах. Звучание громкое, длительное.

Николай Николаевич Неплюев, его мать и сёстры

Воздвиженский феномен стал предметом горячих споров и острых дискуссий в российской печати, в административных и церковных кругах царской России, на общественных форумах. К нему проявлял живой интерес Л.Н.Толстой, встречавшийся с Неплюевым и обменявшийся затем с ним письмами (1). Его последователи – толстовцы не раз посещали Воздвиженск с целью изучения неплюевского опыта.

Крестовоздвиженское трудовое братство и его школы получили широкое освещение в европейской печати, привлекли к себе внимание видных европейских общественных и политических деятелей (2). В 1898 году в хутор Воздвиженск приезжал профессор Сорбонны Гастон Боне-Мори. После возвращения в Париж он обо всем увиденном и услышанном сделал положительный доклад на заседании Французской академии наук, который затем был издан отдельной брошюрой в Трудах Академии (3). Профессор Краковского университета Тадеуш Мицинский выступил с докладом о Трудовом братстве в Краковской ратуше.(4)

Не обошли Неплюевское братство своим вниманием и авторитетные международные пацифистские и культурно-просветительские организации. В 1900г. Н.Н. Неплюев был избран почетным президентом Конгрессa единого человечества, проходившего в Париже. До этого, в 1898 г. Международная лига мира, с главным бюро в Берне, признала Трудовое братство своим филиалом в России с правом посылать своих представителей на все конгрессы Лиги. Англо-русский литературный союз в Лондоне, поддержал деятельность Неплюева и избрал его своим членом.(5)

Широкий общественный резонанс свидетельствовал о том, что в Воздвиженской модели «светлого будущего» на крохотном географическом пространстве как бы сфокусировались многие острейшие проблемы России того времени, необходимость поиска путей и методов их кардинального решения. Отсюда такой пристальный интерес к Воздвиженскому социальному и нравственному поиску с разных позиций со стороны демократической общественности России, правящих классов, светских властей – вплоть до царя, церковнослужителей – вплоть до Синода, многочисленных деятелей европейской общественности.

Число российских и зарубежных корреспондентов Н. Неплюева было столь велико, что индивидуальные ответные письма пришлось заменить изданием печатного информационного бюллетеня тиражом в 400 экземпляров, на русском и французском языках.(6) «В виду большого наплыва посетителей и недостатка помещений – говорилось в объявлениях, помещенных в газетах Неплюевым – просим не приезжать к нам без предварительного сообщения о времени приезда. Ввиду того, что от станции Горелые Хутора, кроме простых телег нельзя найти никаких перевозочных средств, советуем лицам, привыкшим к более удобным экипажам, не стесняться извещать нас о дне приезда телеграммой по адресу: Неплюеву, Янполь Черниговский. Маршрут: по Киевско-Воронежской железной дороге, через станцию Ворожба, до станции Горелые Хутора».(7)

Выставка музея Крестовоздвиженского трудового братства

Приток посетителей в Воздвиженск не иссякал. Не утихали споры вокруг неплюевской идеи перехода через систему трудовых братств к бесконфликтному обществу социальной справедливости; вокруг локального воплощения этой идеи в жизнь в виде Воздвиженской трудовой общины. Диапазон суждений по-прежнему был широк: от безудержной апологии, до сплошного отрицания.

Тем временем Трудовое братство продолжало крепнуть. Оно впечатляюще демонстрировало перед озадаченными современниками свою поразительную живучесть и жизнестойкость в течение около тридцати предоктябрьских лет.

Одно обстоятельство крайне огорчало Н. Неплюева и его преемников – Трудовое братство так и не смогло создать свои филиалы за пределами Воздвиженска и продолжало оставаться локальным образованием. Вопреки чаяниям Неплюева, оно не переросло и явно утрачивало перспективу перерастания во всероссийскую, а затем – вселенскую систему трудовых братств, которую Неплюев отождествлял с качественно новым, более совершенным устройством человеческого общества. Малое не стало большим. Цель всей жизни Н.Н. Неплюева, проникнутая искренним подвижничеством, оказалась недостижимой.

Одолевали Неплюева также опасения за дальнейшую судьбу своего любимого детища – Трудового братства. Останется ли оно, хотя бы пока и одиноким оазисом новой жизни среди «житейской пустыни» — современного псевдохристианского общества со взаимной враждой и раздорами, или же будет поглощено чуждой ему капиталистической средой с ее безжалостной конкурентной борьбой за выживание? (8) С лета 1907 г. Неплюев приступил к написанию «Завещания», в котором намеревался изложить свои тревожные мысли, опасения за будущее Братства, дать советы как избежать препятствий, внутренних противоречий, дробления и распада Братства (9). Однако он не успел составить цельного документа. Подобного рода мысли остались в виде «россыпи» в последних письменных высказываниях Неплюева.

Выставка музея Крестовоздвиженского трудового братства

Один из видных российских либеральных богословов В.И. Экземплярский завершает свое исследование жизни и деятельности Николая Николаевича таким риторическим вопросом: «Под большим деревянным крестом на простом кладбище в хуторе Воздвиженск покоится прах Николая Николаевича. Воплотятся ли его замыслы и начинания в жизнь во всероссийском масштабе, как он об этом мечтал… или под этим крестом погребено самое дело Николая Николаевича?… Трудно решиться в настоящее время быть пророком и пытаться ответить на этот вопрос». (10)

История уже дала ответ.

После Октября, в марте 1919 г. Крестовоздвиженское православное трудовое братство было преобразовано в коммуну «Трудовое братство» с сохранением личного состава, основ хозяйственного устройства, духовно-культурной среды и бытового уклада. Чрез пять лет в ноябре 1924 г. коммуна была реорганизована в артель, позднее она стала колхозом, совхозом-техникумом, совхозом.

При этом, как бы по цепочке, наиболее содержательные социальные, организационно-производственные и культурно-бытовые черты Трудового братства преемственно входили в последующие структуры, возникавшие на его базе. К сожалению, по многим параметрам – в убывающей степени.

Членам Братства и их семьям в 1929 г. предстоял «исход» из Воздвиженска. Вынужденный – выселение. Рассеяние по стране, образование своего рода Воздвиженской диаспоры с сохранением богатого интеллектуального и духовного потенциала, обостренного чувства Воздвиженского землячества.

Выставка музея Крестовоздвиженского трудового братства

В с. Воздвиженском в 1981г. здание бывшей неплюевской женской школы, ставшей в советское время сельскохозяйственным техникумом, было превращено в тюрьму (учреждение 19/372), обнесено высоким забором с проволочным заграждением наверху. Заключенные: главным образом, так называемые аварийщики – виновники дорожно-транспортных происшествий. С февраля 1992г. село Воздвиженское становится местом подселения к «аборигенам» условно освобожденных лиц, своеобразной поселенческой колонией с присущей ей криминогенной обстановкой.

Первостроители очага новой христианской жизни в хуторе Воздвиженске с их истовым стремлением к высокой духовности не могли себе представить такое даже в пору глубочайшего пессимизма.

* * *

Николай Николаевич Неплюев

Н.Н. Неплюев (11.09.1851 – 21.01.1908гг. по старому стилю) – последний потомок по мужской линии старинного боярско-дворянского рода, родился в местечке Ямполь Глуховского уезда Черниговской губернии, за 10 лет до крестьянской реформы 1861 года. Неплюев скончался примерно за 10 лет до Октябрьской революции.

Время перехода Неплюева от детского к юношескому возрасту со свойственным им обостренным чувством восприятия действительности приходится на первую революционную ситуацию в России (1859-1861), которая, как известно, не переросла в революцию. Однако она заставила царизм провести буржуазные реформы 60-70 гг., способствовавшие дальнейшему развитию капитализма.

Формирование мировоззренческих взглядов Неплюева, в том числе его аграрно-кооперативной концепции, а также начало его практической деятельности по воплощению в жизнь его социальных и аграрных идей в своем родовом поместье в Черниговской губернии совпадает примерно с преддверием второй исторически нереализованной революционной ситуации в России (1878-1880) и усиление затем политической реакции.

Подведение Неплюевым итогов своей общественной деятельности, а также жизненного пути вписывается в целом во временные рамки кануна первой русской революции и, частично, столыпинских реформ, отрицающих по существу неплюевское видение кардинального преобразования тогдашних земельных отношений в России.

Столыпиным, как известно, в основу аграрной реформы были положены интересы частного собственника земли, разорвавшего связь с передельно-общинными порядками и сделавшего ставку на отрубную или хуторскую собственность. При этом по существу не была затронута латифундистская система землепользования. Правда, некоторые историки полагают, что в отдаленной перспективе «вопреки замыслам инициаторов реформы, она могла привести к окончательному вытеснению помещичьего землевладения».

Следовательно, складывание мировоззренческих взглядов Неплюева и его аграрно-коллективистской концепции в особенности, а также его практической деятельности по претворению их в жизнь протекали в общем в пореформенный период. «Период русской истории, который лежит между 1861 и 1905 годами» (11). Завершающий этап приходится на начало предоктябрьского периода с его поворотными пунктами: 1905г. (год начала первой русской революции) и 1917 – год Февральской и Октябрьской революций.(12)

Известно, что для пореформенного периода была характерна большая острота аграрного вопроса.

Историк аграрной экономики России Н.В. Тепцов писал («Российская газета» 02.12.1992), что вообще история земельных отношений в нашей стране сложна и противоречива, «она буквально пропитана кровью, изувечена великими и малыми переломами, исполнена боли народа…» Пореформенный период не явился исключением. «1861 год породил 1905», — подчеркивал В. Ленин.(13) Николай Неплюев обладал социально чуткой и отзывчивой индивидуальностью. Он по-своему откликнулся на требования времени с довольно неординарных позиций для своего класса. Эта оппозиционная по своей сути неординарность, нестандартность несла в себе значительный заряд критицизма по отношению к официальной идеологии, государственным и церковным институтам, господствующим классам царской России. Каждое слово Неплюева – писал В.Экземплярский – «являлось как бы камнем, падавшим на поверхность стоячей воды», вызывало «мнительную подозрительность властей и церковной и гражданской». (14) В итоге у Неплюева были сложные и противоречивые отношения с ними.

Вместе с тем амплитуда колебаний общественной позиции Неплюева не выходила, в общем и целом, далеко за пределы зоны дворянско-помещичьего социального притяжения. В его христианских устремлениях, социально-экономической мысли и практике глубоко гуманистические, позитивные черты тесно переплетались с политическим консерватизмом.

Несмотря на известную обособленность Неплюева от своей социальной среды, репутацию «вольнодумца», его социальное бытие, а также историческое время устанавливало определенные границы для его относительно самостоятельной деятельности как представителя своего класса, члена класса. Несмотря на глубокое чувство отчужденности от праздного, паразитического образа жизни верхов царской России, он не порывает с ними окончательно и бесповоротно. «Полный восторга любви к делу… и к обездоленным, которых хотел поставить в благоприятную обстановку… и к богатым и сильным…, я выполняю одновременно и христианскую и дворянскую обязанность мою».(15)

Социальная раздвоенность Неплюева нашла выражение также в известной драматичности его личной жизни и общественной деятельности. В 1901 году, за семь лет до своей смерти он писал: «Мой жизненный путь был… крестным путем позора, поруганий и унижений».(16)

В 1898 г. Н.Н. Неплюев заболел почечно-каменной болезнью, сочетавшейся с сердечной недостаточностью. Болезнь сопровождалась частыми и тяжелыми приступами, требовавшими подкожного введения морфия. За два-три года до кончины его не покидало сознание скорой смерти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. серия третья. Письма. – М.: Госиздат, 1959. Т. 66. с. 446-447;

2. Абрамов И. В культурном скиту: (Среди неплюевцев).- СПб.: Труд, 1902. с. 3-4.

3. Неплюев Н.Н. Полн. собр. соч. – СПб., 1908. т. 8. с. 156.

4. Там же.

5. Там же, с. 153.

6. Там же, с. 79.

7. Неплюев Н.Н. Трудовое братство и школы его. – СПб., 1900. с. 117.

8. Экземплярский В.И. Памяти Н.Н.Неплюева. – Киев, 1908. с. 2.

9. Там же, с. 51

10. Там же, с. 53.

11. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 4. с. 429.

12. «Вопросы философии». 1985. №2, с. 15.

13. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права. – М.: Политиздат, 1981. с. 26.

14. Экземплярский В.И. Памяти Н.Н.Неплюева. К., 1908. с.55

15. Неплюев Н.Н. Полн. собр. соч. – СПб., 1908. т. 5. с. 369.

16. Там же, с. 15

(продолжение следует)

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В ФОРМАТЕ DOC: здесь