ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Н. Андреев – «Община в системе государственно-правового идеала славянофилов» (Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право, № 2, 2014)

Николай Андреев,
Воронежский Государственный Университет, кафедра финансового права

ОБЩИНА В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИДЕАЛА

СЛАВЯНОФИЛОВ

Как известно, славянофильское общественно политическое течение в середине XIX в. является уникальным философско-теоретическим и политико-правовым учением, системой взглядов, идей и концепций, что основаны на православно-христианских догматах, национально-исторических ценностях, своеобразии русской истории, культуры и государственности, приоритете традиционных религиозных и нравственных норм, государственного и хозяйственного устройства.

При формировании своего государственно правового идеала славянофилы исходили из религиозного учения, высокой нравственности, соборности, народности государственной власти (монархического правления), доверительного единства Государства и Земли, консервативно-традиционного, патриархального понимания государственно-правовых и семейных отношений, свободы общественного мнения, мысли, слова, совести, авторитета общинного обустройства хозяйства и быта[1].

По утверждению славянофилов, общественное и государственное устройство России представляет собой органическое общество, живой организм, не подлежащий механистическому анализу и строящийся на вере, нравственности, самобытности, традиционной национальной культуре, единстве церкви, власти и народа. Церковь, государство и общины составляют единое соборно-органическое общественно-государственное устройство без антагонистических классов, классовой борьбы и революционных потрясений. Истинными регуляторами социальных отношений в таком государстве являются взаимное согласие, православная вера, народный дух, соборное единение народа и государства, национальные традиции, «внутренняя» правда и правовые обычаи[2].

Славянофильская государственно-правовая концепция строится на условном разделении государственной и общественной деятельности, добровольном отказе народа от правительственных функций с передачей политической власти государю (монарху), исполняющему высокую миссию, нравственный долг (обязанность) перед народом и не нарушающему сферу народной свободы и народного духа. По убеждению идеологов славянофильского общественно политического движения и их последователей, в перспективе при достижении нравственно-религиозного идеала (достижении цели внутреннего самоусовершенствования человека) необходимость в существовании государства отпадет и оно перерастет в единую свободную общину верующих христиан, объединенных общей верой, единым духом и любовью.

Государственно-правовая доктрина славянофилов рассматривала общину как социально-политическую ценность, важнейший элемент народной жизни, необходимый для достижения политического идеала. Община является материальным аналогом соборности, средоточием «Внутренней правды», на страже которой призвано стоять идеальное государство. Община – это социальная основа политического идеала, органическая социальная ячейка, из которой вырастает все общественное и государственное устройство[3].

Идеологи славянофильской теории «общинного быта» всегда подчеркивали, что русская крестьянская община является земной, исторической формой соборного единства, что именно русский народ «утвердил навсегда мирную общину, лучшую форму общежительности»[4].

Для славянофилов община была именно тем ключом, посредством которого можно предотвратить социальные конфликты капиталистических отношений буржуазного общества[5]. Талантливый родоначальник славянофильской концепции К.С. Аксаков характеризовал общину как союз людей, основанный на нравственном начале, управляемый внутренним законом и общественным обычаем. Помимо нравственной силы, общину объединяют обычаи, верования и единая жизнь. Отказываясь от своего эгоизма и своей исключительности, общинники действуют согласованно на основе высшего начала живого союза (великодушия общинного элемента). По его убеждению, личность в общинном союзе не уничтожается, а наоборот, развивается, так как именно в общине она приобретает свободу и внутреннее нравственное содержание. Община – это высший нравственный образ человечества, способ построения Царства Божия на земле, действенное средство предотвращения социальных потрясений и революций, социального расслоения людей и образования люмпен-пролетариата[6].

В результате изучения многочисленных древнерусских летописей и грамот К.С. Аксаков пришел к выводу о том, что в Древней Руси существовал общинный уклад и славяне жили семьями, а затем произошел переход от патриархальной (родовой) общины к соседской[7].

По убеждению А. С. Хомякова, русская община идеально совмещает в себе частные и публичные (общественные, государственные) интересы, помогает сохранить традиционный (общинный) уклад русской жизни, предотвратить распад общинников на мелких собственников и «пролетариев», не противоречит индивидуальной и коллективной собственности, направлена на удовлетворение нормальных социальных потребностей общинников, а также социально-бытовое обеспечение инвалидов, больных, сирот, стариков и не способствует иждивенчеству. Мыслитель писал: «С признанием общины признается: сохранение исконного обычая, основанного на коренных началах жизни и чувства, право всех на собственность поземельную и право каждого на владение, нравственная связь между людьми и нравственное, облагораживающее душу, воспитание людей в смысле общественном посредством постоянного упражнения в суде и администрации мирской при полной гласности и правах совести»[8]. Особенно приветствовал русский мыслитель существующее общинное устройство, которое не надо искусственно создавать, а следует лишь поддерживать и развивать: «Эту организацию очень долго старались подавлять систематически и не могли подавить; значит, она очень крепко срослась с русской жизнью, и всякое вырывание такого сросшегося элемента непременно сопровождается болью и страданием во всем организме»[9]. А.С. Хомяков относил общину именно к живому, историческому началу русской общественной жизни, в котором заключается вся жизнеспособность общества, называл единственным уцелевшим гражданским учреждением из всей русской истории, благодаря жизненности которого способен развиться сам гражданский мир[10].

По обоснованному мнению большинства славянофилов, община выполняла не только нравственно-социальные, хозяйственные (экономические), но и политические (управленческие) функции, являлась средством местного самоуправления. В представлении славянофилов, община – это некая органичная общность, с помощью которой реализуются и из которой проистекают местное самоуправление и общественное мнение как политические институты Российского государства. Общинное самоуправление есть важнейший элемент «гражданской жизни» народа, способный брать на себя функции политической власти и сохранять государственность в случае необходимости. Община – это единственно уцелевшее гражданское учреждение русской истории. Активный идеолог славянофильского движения И.С. Аксаков утверждал, что «существующий в народе обычай избирать старост и решать дела миром есть его органическое отправление, составляет часть его жизни, бытия и не заключает в себе никакого правительственного элемента»[11].

Известный польский исследователь славянофильского идейного течения А. Валицкий подчеркивал, что, согласно славянофильским выводам, деревенская община основана на общем пользовании землей, взаимном согласии и общности обычаев, являлась базовой общественной единицей в Древней Руси, управлялась «миром», т. е. советом старейшин, решавшим все споры на основе единодушия и традиций, а не путем механического большинства голосов. Общественное единение соединяло всю Русь, землю и веру в один великий мир, всенародную общину[12].

Если совершать краткий исторический экскурс, то можно сделать вывод, что крестьянская (сельская) община является закономерным продуктом исторического, политического и социально-экономического развития человеческого общества с имманентными ей преимуществами и недостатками. Различные виды общин (родовые, соседские, территориальные) существовали во многих государствах, включая Древний Рим, с присущими им характеристиками и особенностями. В юридической литературе существует мнение, что община как прототип современных институтов местного самоуправления фактически существовала на протяжении всей истории нашего общества и государства, являлась органом местного самоуправления и прекратила свое фактическое существование лишь с приходом советской власти[13]. Функционирование общин объясняется рядом объективных причин, включая родовые связи их участников (родовые общины), территориальное расположение (территориальные, сельские общины), социально-экономические условия, зависимость человека от природы, преимущество коллективного труда, поиск оптимальных связей государства и участников общественного (общинного) устройства (городские, крестьянские общины и т.д.).

В результате правительственной инициативы к началу XX в. из общин в Российской империи выделилось около 2 млн 500 тысяч крестьянских дворов (20 %)[14]. Таким образом, столыпинская реформа разорвала связь времен, ликвидировала общинные традиции. В дальнейшем, с введением советской колхозной системы (начало 1930 х гг.) община в России перестала существовать.

В настоящее время общины, включенные в систему органов местного самоуправления, действуют в ряде современных зарубежных государств. Так, Конституция ФРГ (1949 г.) предоставляет общинам право регулирования всех дел местного сообщества в рамках закона. Союзы общин пользуются правом самоуправления в рамках своих полномочий в соответствии с законом (ст. 28)[15].

Таким образом, славянофильская общественно-политическая теория внесла существенный вклад в научную мысль о месте и роли общин. Выводы наших соотечественников-славянофилов можно активно использовать при решении современных проблем местного самоуправления, коллективного сельскохозяйственного производства, оказания сельскому населению социальной помощи.

[1]См.: Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России // Бродский Н.Л. Ранние славянофилы. М., 1910. С. 69–80; Степанова Ю.А. Политическая концепция К.С. Аксакова: дис. … канд. полит. наук. М., 2008. С. 113–117, 121; Широкова М.А. Политическая доктрина ранних славянофилов: дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 1999. С. 120–131.

[2] См., например: Широкова М.А. Политическая доктрина ранних славянофилов. С. 169.

[3] См.: Там же. С. 169–180.

[4] Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 3. С. 462.

[5] См.: Цаголов Н.А. Очерки русской экономической мысли периода падения крепостного права. М., 1956. С. 217.

[6] См.: Аксаков К.С. Соч. М., 1861. Т. 1. С. 13.

[7] См. подробнее: Степанова Ю.А. Политическая концепция К.С. Аксакова. С. 77–80.

[8] Хомяков А.С. О сельской общине // Русская цивилизация и соборность. М., 1994. С. 180.

[9] Там же.

[10] См.: Там же.

[11] Аксаков И.С. Смешение стихий государственной и земскообщественной // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М., 2002. С. 382.

[12] См.: Валицкий А. История русской мысли от просвещения до марксизма. М., 2013. С. 110.

[13] См., например: Иваненко И.Н. Законодательство о местном самоуправлении в истории России: периоды развития // Общество и право. 2008. № 3. С. 23.

[14] См., например: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Т. 9. С. 231–241.

[15] См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. 7е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 180.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь