ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

М. Чурилин – «Христианские ценности как основа для создания новой экономической системы» (Вестник Института экономики Российской академии наук, № 5, 2016)

М. Чурилин,
Институт экономики РАН

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ

КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ

НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Углубление мирового кризиса приводит к убеждению, что для выхода из сложившейся в российской экономике ситуации и для обеспечения стабильного функционирования нашей социально-экономической системы необходимо изменить не только экономическую парадигму, навязанную западным миром, но и ту систему ценностей, которая за ней стоит [1], [2], [3]. Поэтому мысли о построении общества на фундаменте христианских ценностей, сформулированные экономистом и религиозным философом С.Н. Булгаковым около века назад, обретают новое звучание.

Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года в деревне

Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года в деревне. Литография.

Ухудшение социально-экономической ситуации в России вызывает все больше опасений. В частности, следует обратить внимание на рост коэффициента Джини, показывающего, что социальное неравенство в России достигло угрожающих масштабов [3]. В «Докладе о мировом благосостоянии» (Global Wealth Report, 2012 г.) Россия заняла первое место в мире среди крупных стран по неравенству распределения богатства [4]. Подобное социальное расслоение является одним из проявлений капиталистической системы, за что ее и критиковал С.Н. Булгаков, утверждая, что построение экономики с опорой на христианские ценности может вести к увеличению богатства без увеличения неравенства [5]. Важно отметить, что экономика – это не только система производства, распределения и потребления, но и система ценностей, стоящая за проводимой экономической политикой. Таким образом, для решения задач по устранению негативных тенденций социально-экономического развития России, по уменьшению зависимости нашей страны от внешней конъюнктуры необходимо существенное изменение экономической политики и формирование новой национальной социально-экономической парадигмы, основанной на традиционных русских ценностях.
Сергей Николаевич Булгаков

Сергей Николаевич Булгаков

На круглом столе «Изборского клуба» академик С.Ю. Глазьев в своем выступлении раскрыл, как ценности влияют на проводимые экономические реформы, и особо указал, в смене каких ценностей нуждается Россия: «Нужно переходить к социально-консервативному синтезу и опираться на традиционные ценности, вовлекать конфессии в формирование нового идеологического базиса, чтобы встать на путь развития. Для реализации программы развития необходимы искоренение коррупции и подчинение интересов финансового сектора интересам развития производства» [6].
С.Ю. Глазьев отметил, что переосмысление фундаментальных мировоззренческих принципов и формулирование на их основе новой доктрины позволит России пережить кризис или минимизировать его последствия. По его мнению, «мы можем, опираясь на понимание истории, на понимание процессов, которые мотивируют участников глобального экономического сообщества на те или иные действия, заняться устойчивым развитием для всей планеты» [7].
Говоря об историческом наследии, стоит упомянуть три доктрины, сформулированные в России: Москва – третий Рим; православие, самодержавие, народность; Москва – третий Интернационал. Общее в них то, что они базируются на ценностях, идентичных друг другу и понятных для нашего общества (в силу близости к христианским): это уникальность человеческой личности и возможность ее самосовершенствования, общественная собственность на средства производства, справедливость в распределении доходов. Далее, это община как единица социально-экономического взаимодействия и система норм поведения, основанных на представлениях о справедливости. В христианской парадигме они могут быть означены как евангельские заповеди и соборность. Христианские ценности – это миропонимание, которое включает в себя гораздо больше, чем только отказ от мздоимства или запрет ссудного процента. Толкование понятия христианских ценностей дает иеромонах Иов (Гумеров): «Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему…» [8]. Тождество христианского и коммунистического мировосприятия отмечет Председатель президиума Центрального исполнительного комитета КПРФ (1993–1995), депутат государственной думы I–VI созывов Г.А. Зюганов: «Открываю библию. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Кладу рядом моральный кодекс строителей коммунизма: списано один в один…» [9].
Отметим, что если для коммунистов главной претензией к западному обществу становится сегодня его антисоциальность, то христианское общество может назвать либеральную систему ценностей в ее сегодняшнем виде враждебной по отношению к самому себе. Эту мысль развивает доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО В.Ю. Катасонов в своей книге «Процент: ссудный, подсудный, безрассудный». Он утверждает, что современное западное общество можно охарактеризовать не просто как секулярное или атеистическое, а как антихристианское. «Это общество в высшей степени религиозное, в нем подавляющее большинство людей поклоняется мамоне, т.е. дьяволу (князю мира сего). В этой религии денег есть все необходимое для «духовной жизни» поклонников мамоны. Это свои храмы – банки, свои жрецы – банкиры, свои книжники и толкователи – «профессиональные экономисты», свои иконы – зеленые бумажки с оккультно-масонской символикой, свои катехизисы в виде учебников по «economics», свои «герои» и «святые» в виде «самых успешных» ростовщиков, свои жертвоприношения в виде человеческих душ и жизней. Разве не очевидно, что войны ведутся во имя мамоны и на алтарь этого божества кладутся тысячи, миллионы, десятки миллионов жизней?» [10]. То есть, если воспринимать русскую цивилизацию во всей культурно-исторической полноте, то христиане, как носители некапиталистического мировоззрения, сегодня становятся объектом уничтожения.
Одной из важнейших особенностей русского миросозерцания, согласно трудам А.С. Хомякова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, является соборность, то есть единение членов Церкви для отыскания правды и путей к спасению. На данном этапе российской истории Церковь, как мы считаем, вновь может стать ключевым институтом в жизни наших людей. Церковь может не только стать институтом, на базе которого будет сформулирована новая доктрина России, она может помочь преодолеть кризис в социальной сфере, сплотить людей и сформировать новую матрицу мышления. Иными словами, способствовать возникновению нового общества, объединяющего альтруистичных и социально ориентированных людей (А. Бузгалин и А. Колганов) [11].
Примечательно, что церковь в России уже играла значительную социально-экономическую роль, например, в XVI–XVII вв., когда храмы становились центрами новых поселений. В.О. Ключевский писал: «Движение пустынных монастырей есть движение будущих сельских приходов, которые, притом в большинстве, были первыми в своей округе… куда шли монахи, туда же направлялось и крестьянское население» [12]. Иосифляне, которые определяли позицию и влияние церкви на развитие страны в XV–XVI в., считали задачей монастырей миссионерскую и просветительскую деятельность, обеспечение населения продовольствием во время голода, помощь беднякам и больным. Действенное служение гарантировало высокое общественное положение Церкви и давало возможность содействовать устроению православного государства [13]. Таким образом, изначально церковь занимала социально ориентированную позицию и даже разделяла с государством правовое поле.
Церковный приход (Протоиерей Георгий Бреев)

Церковный приход (Протоиерей Георгий Бреев)

Почему же современная Русская православная церковь в документе, утвержденном на архиерейском соборе в 2000 г. [14], не осуждает социально-экономическую политику государства? Причины этого следует искать в истории России. Правители нашей страны в разное время подпадали под влияние чужого информационного поля, вступая в коммуникацию с другим монархами, и старались ограничить место церкви в России, пойти по западному пути развития. Западное влияние наблюдалось начиная с Ивана IV и его участия в Стоглавом соборе [15], когда он инициировал пересмотр вопроса о церковном землевладении и представил Судебник [16], и заканчивая процессом секуляризации церковного устройства, проведенным Петром I. Петр заменил Святейшего Патриарха «Святейшим Синодом» – правительственным учреждением в составе общего государственного аппарата. В результате этой реформы управление церковью перешло в руки государственной власти [17]. Однако отстранение церкви от активного участия в социально-экономической жизни страны привело лишь к негативным последствиям. Дальнейшее движение по западному маршруту, по мнению ряда российских ученых, невозможно. Первостепенной задачей становится сокращение социально-экономического разрыва во избежание революционных движений. В настоящее время Церковь и ее ценности могут стать центром для сплочения общества, служители церкви могут донести до власти чаяния людей. Ведь в современной социально-экономической обстановке служители в поместных церквях остро чувствуют социальную напряженность и готовы работать на благо общества, исполнять свое призвание. «Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям» [14].
В свою очередь, как показывают опросы Левада-Центра [18], граждане не утратили доверия к институту церкви.
По нашему мнению, вполне реальным вариантом может стать постепенный переход к обществу нового типа и возвращению церкви ее социально-экономической роли. Нам представляется, что перестройка модели развития страны может быть произведена снизу вверх – от отдельных домохозяйств до масштабов страны.
Итак, чтобы пережить экономические потрясения, связанные с неустойчивостью мировой экономики и либерально-экономической политикой страны, рядовым гражданам стоит задуматься о создании независимого от внешней конъюнктуры домохозяйства. Для того чтобы в этом хозяйстве действовал максимально эффективный механизм распределения ресурсов, это должно быть обыкновенное семейное домохозяйство. Внутри семьи нет взаимно отчуждаемых товаров или конкуренции, следовательно, нет и товарно-денежных отношений, а ресурсы распределяются справедливо и рационально. Согласно К. Марксу, «различные работы, создающие эти продукты (любые продукты, традиционно производимые в крестьянской семье: обработка пашни, уход за скотом, прядение, ткачество, портняжество и т.д.) являются общественными функциями в своей натуральной форме, потому что это функции семьи, которая обладает, подобно товарному производству, своим собственным, естественно выросшим разделением труда…
Но затрата индивидуальных рабочих сил, измеряемая временем, уже с самого начала выступает здесь как общественное определение самих работ, так как индивидуальные рабочие силы с самого начала функционируют здесь лишь как органы совокупной рабочей силы семьи» [19]. Однако семья не может производить сложные товары. Иначе говоря, семья может выращивать пшеницу, но не заниматься ее переработкой в муку или выпечкой хлеба. Или это должна быть очень большая семья.
Следовательно, чтобы стать независимыми от государства, домохозяйства должны формировать замкнутые производственные цепочки, объединяясь в общины. Но чем больше община, тем более отдаленными друг от друга становятся ее члены, а их взаимоотношения начинают носить корыстный характер. Чтобы этого отчуждения не происходило, общины должны формироваться на общей идеологической основе. Например, в христианской общине человек человеку – брат. То есть построение нового общества и государства возможно путем последовательной конгломерации домохозяйств, где братские отношения определяются общей системой ценностей. На территории России центром, или даже стержнем, подобного объединения может стать Церковь. Церковь обладает потенциалом для консолидации домохозяйств в экономическом и идейном плане в силу широкого географического охвата и осведомленности о проблемах и потребностях каждого прихода.
Следует отметить, что подобные реформы должны носить постепенный характер и вовсе не подразумевают «второе крещение Руси». Российское общество многоконфессионально, что не должно стать препятствием для социально-экономических преобразований, возглавить которые может Церковь. Мы думаем, что служители РПЦ за последние годы предприняли ряд шагов, чтобы продемонстрировать открытость и готовность к диалогу на острые темы. Церковь предоставляет площадки для обсуждения экономических вопросов. Например, Русское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова создано в рамках духовно-просветительской организации «Переправа». В заседаниях Изборского клуба принимают участие священнослужители, а экономист М.Л. Хазин стал членом экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. РПЦ выстраивает межконфессиональные отношения с представителями других традиционных религий. Патриарх регулярно встречается с муфтиями, раввинами. В феврале 2016 г. состоялась первая встреча русского Патриарха с Папой Римским. Одним из главных постулатов, принятых Священным Синодом 16 июля 2013 г., является призыв к свободе вероисповедания, уважению и любви к любому человеку, невзирая на его религиозные взгляды.
В рамках названных выше социально-экономических реформ Церковь должна взять на себя следующие обязанности:
1) следить за исполнением социальных проектов в своих приходах;
2) соединять разные приходы вместе, помогать наладить межконфессиональный диалог и выстраивать новую – большую – систему;
3) вести образовательную и просветительскую деятельность;
4) помогать наладить диалог между властью и народом.
Критически настроенные современники возразят, что люди отвыкли жить идеями социального равенства и невозможно найти человека, который готов будет жертвовать своим благосостоянием ради других.
В результате четкого и повсеместного исполнения социальных проектов церковь вновь может стать институтом, который не только заслуживает доверия, но оказывает реальное влияние на политическую жизнь страны.
Когда люди сталкиваются с судьбоносными явлениями, они «инстинктивно» объединяются в вере. В тот момент, когда происходит пересмотр жизненных ценностей, зарождается новое общество. Хочется надеяться, что это новое общество в России возникнет не под влиянием факторов, угрожающих жизни, а благодаря разумным реформам и преобразованиям.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Платонов О.А. Мировой лад против мирового зла. Официальный сайт Изборского клуба izborsk-club.ru. 23.03.2016. URL. Дата обращения 30.03.16.
2. Леонтьев М.В. Кто управляет Россией? Официальный сайт Изборского клуба izborsk-club.ru. 22.12.2015. URL. Дата обращения 30.03.16.
3. Православный социализм. Круглый стол «Изборского клуба». Выступление С.Ю. Глазьева URL. Дата обращения: 22.12.2015.
4. Глазьев С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития. Авторский доклад Изборскому клубу академика С.Ю. Глазьева (Москва, 03.08.2015.). URL. Дата обращения 20.12.15.
5. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. URL. Дата обращения 20.12.15.
6. Православный социализм. Круглый стол «Изборского клуба». Выступление С.Ю. Глазьева URL. Дата обращения: 22.12.2015.
7. Большое интервью на ОТР. Сергей Глазьев. Российский федеральный телеканал общественного направления / Общественное телевидение России (ОТР). YouTube. М., 2015. URL. Дата обращения: 14.01.16.
8. Иеромонах Иов (Гумеров). Что значит термин «христианские ценности», и какими они бывают? Православие.ру. URL. Дата обращения: 22.12.2015.
9. Зюганов Г.А. «Вести недели» о предстоящем 20-летии КПРФ.
Г.А. Зюганов о прошлом, настоящем и будущем КПРФ. Официальный сайт КПРФ. URL.
10. Катасонов В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Электронная библиотека «ЛитМир» URL. Дата обращения 27. 02.2015.
11. Бузгалин А., Колганов А. Экономика социализма XXI века: как мы ее видим сегодня. Информационно-дискуссионный портал «Новый социализм XXI век». URL. Дата обращения 04.11.14.
12. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 34. М.: АСТ, Харвест, 2002. URL (Дата обращения 20.11.15).
13. Минаков С. Храмы России. М.: Эксмо, 2008. URL. Дата обращения 21.12.15.
14. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Официальный сайт Московского Патриархата. / Московский Патриархат. Электронный журнал. М.: Московский Патриархат, 2005. URL. Дата обращения: 14.01.16.
15. Стоглав. Исследования и текст. М., 2000. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет. URL. Дата обращения 16.12.15.
16. Российское законодательство Х–ХХ веков. В 9 т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юрид. лит., 1985. Библиотечная система. Международный университет природы, общества и человека «Дубна». URL. Дата обращения 17.11.15.
17. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995. URL. Дата обращения 16.12.15.
18. Доверие институтам власти. Аналитический центр Юрия Левады. URL. Дата обращения 04.11.14.
19. Маркс К. Капитал. Том первый. URL. Дата обращения 04.11.14.
20. Деяния святых апостолов. Библия синодальный перевод URL. Дата обращения 04.11.14.
21. О церкви и вере. URL. Дата обращения 04.11.14.
22. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М. 2003. URL

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь