ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Ж. Ванье – «Духовность общины» (на основе книги «Жизнь в общине»)

Жан Ванье, основатель сети общин-поселений «Ковчег»

ДУХОВНОСТЬ ОБЩИНЫ

Подготовлено на основе книги «Жизнь в общине»

У слова «духовность» в наши дни много смыслов. Когда мы говорим, что этот человек духовный, мы подразумеваем, что он несколько подвешен в воздухе, не слишком деловитый или компетентный, тихий, молящийся, внутренний. Духовный человек отличается от погруженного в телесное, от того, кто любит спорт, вкусную еду, игры и вечеринки.

Такой дуалистический взгляд на духовность, может быть, необходим тем, кто слишком погружен в нужды своего тела, но это лишь начало. Не опасно ли уподоблять духовность мечтам или даже страхам перед телом или перед реальностью?

Христианская духовность не прячется в мире идей, теорий, мечтаний и иллюзий; это не спасение от реальности, от страха перед людьми и страданием.

Христианская духовность — это конкретная реальность. Это — сила или дух, помогающие нам сделать некоторые шаги, которые преображают нас в любви Иисуса, делают нас похожими на Христа, ведут ближе к Отцу и к людям.

Для того, чтобы община росла и развивалась, в ней должны быть общие дух и видение. Именно эти общие дух и видение создают единство, динамизм и надежду в общине. Без этого нет общины, нет настоящей связи людей в.одно тело, нет настоящей принадлежности друг другу, есть лишь собрание личностей, которые в большей или меньшей мере соперничают друг с другом или прячутся друг от друга. Эти общие дух и видение определяют духовность общины. Здесь слово «духовность» также употребляется для обозначения внутренней силы, которая побуждает каждого человека жить и расти в общине в том качестве, в каком он был призван. Духовность — это не только дух и видение, приносящие единство в общину, она включает в себя необходимую пищу и формирование, которые нужны людям для жизни и роста в общине. Без этой духовности община не может развиваться и расти.

Духовность общин — это главным образом сострадание. Это призыв не идти вверх по лестнице успеха, а спуститься вниз и быть близко к тем, кто занимает последнее место. Это полная противоположность тому, чтобы стремиться к власти. Это служить и открывать блаженство умывать ноги людям. Конечно, в общинах нужны опытные лидеры, люди, которые ведут встречи, но это всегда служит состраданию и тому, чтобы помогать людям, особенно самым бедным, чувствовать себя хорошо, обретать мир, расти, открывать для себя и переживать Благую весть Иисуса. Поэтому наши общины всегда будут сострадающими, но через эти страдания мы открываем радость Воскресения.

Община — это не движение, направленное на какую-нибудь деятельность, на организацию школ, мастерских или катехизацию. Это место, где люди соединены вместе в любви и призваны заботиться друг о друге, молиться друг о друге, вместе быть знаком Воскресения: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Жизнь в общине требует от человека многого и потому иногда приносит боль. Нелегко любить людей, слушать их и быть чутким к каждому, помогать каждому употреблять свой дар и искать свое место. Община — постоянный процесс смерти и воскресения. Но также и место праздника, знак Царства: это — быть одним телом, возрожденным в Духе, где мы можем жить в вере; переживание любви, соединяющей Отца с Сыном в Святом Духе. И в теле ее каждый — будь то родитель, умственно отсталый человек или друг — драгоценен и важен.

Жан Ванье с Матерью Терезой, Индия, 1974г.

Чтобы понять общину и ее духовность, нам нужно открыть, что Иисус принес в этот мир совершенно другую, новую систему ценностей, нечто абсолютно новое, новый взгляд на мир, новое для мира видение того, что значит быть человеком.

Однако путь самоумаления не означает, что мы отказываемся развивать свои дары, — наоборот, мы хотим использовать их, чтобы служить бедным и слабым, быть присутствием Бога среди них. И тогда — это путь, на котором, как мы верим и интуитивно чувствуем, мы обретаем сокровище — место, где мы встречаемся с Богом и остальными. Этот дар или призвание Иисус дает как способным и сильным, так и бедным и слабым. Это Его Благая весть. Мы не пленники ни в мире неравенства, несправедливости, подавления, ненависти и войны, ни в мире депрессии. Можно вырваться из клетки страха, насилия, ненависти и разрушенных взаимоотношений, столь явных в нашем мире.

Любовь возможна, община возможна. Можно встретиться с другим, не похожим на тебя человеком, и жить с ним в одной общине. И тогда этот путь умаления не является мазохизмом, потребностью в самонаказании, самообесценивании… Он не мотивирован страхом или робостью.

Это не просто контр-культура, бунт против общества. Бог призвал нас к этому. Мы призваны Им для встречи с любовью, для встречи с Ним сердцем к сердцу, с Ним и другими. Это не бегство от мира, а новый путь жизни в нем. В общине мы — сердцем к сердцу, мы интересны друг другу. Мы любим друг друга любовью, которая и отдает, и берет. Мы получаем и отдаем; в каком-то смысле мы — на равных. Мы становимся уязвимыми друг для друга. Мы ломаем наши барьеры, открываем наши сердца, мы служим друг другу. Мы действительно хотим понять друг друга. Наше общение основано на терпении, доброжелательности и взаимной терпимости. Это — сострадание; не осуждение, не оценивание, а прощение. В общине мы зовем друг друга идти вперед.

Мы можем общаться с помощью слов, часто через игру, но есть и общение молчанием и нежностью. В общине мы открываем новое значение любви. Это не просто делать что-то для другого, это — открывать ему его ценность и красоту, его важность, драгоценность и уникальность. Любовь — это отдавать другим часть своего сердца, это потребность в дарах другого, радостное принятие этого человека и благодарность ему. Когда мы общаемся на языке сердца, это не подавляет, а делает нас более свободными. Это помогает другому человеку обретать внутреннюю свободу, принимать себя, доверять себе, чтобы быть ближе к Богу и проявлять свои дары. Благодаря этому общению мы даем возможность другому человеку взрослеть и становиться ответственным.

Кроме того, это общение не исключает прямоты и точности, а также установления четких границ неприемлемого или разрушительного поведения, что совершенно необходимо для того, чтобы помогать людям расти и становиться свободными.

В сущности, все мы можем общаться таким образом, но мы боимся этого из-за нашего эгоизма, потребности доказывать свою правоту, подавлять других, обладать вещами и людьми, искать удовольствий и развлечений всех сортов.

Мы боимся зависимости, мы хотим быть сильными и независимыми. Мы боимся быть связанными со слабым, дружить с ним, боимся взаимной зависимости — лучше мы будем свободными. Мы боимся верности и связи. Нам страшно позволить людям стать ближе к нам. Мы боимся боли и страданий, которые приносит любовь. Мы боимся своей сексуальности, которая может проявиться при близости. Мы боимся боли, которую может причинить близость. Я не верю, что мы сможем по-настоящему глубоко быть связанными такими отношениями до тех пор, пока мы не освободимся от наших страхов, недоверия к себе и чувства вины через подлинную встречу с Богом, призывающим нас жить Заветом Любви вместе с Ним, сердцем к сердцу, так, как это дается нам Духом Святым.

Изменение сердца требует времени: мы растем в любви очень медленно. Чтобы жить духовностью умаления, нам нужна община. Мы не способны жить так одни. Нам нужна такая среда, которая укрепляла бы и поддерживала наш выбор, наше желание следовать за Иисусом и встречать Его в бедных и слабых.

Духовность Ковчега включает в себя духовность общины, в центре которой — бедный и слабый. Община — это почва, среда, в которой каждый может духовно расти и становиться более человечным. Она поддерживает людей и помогает им в их росте и основном выборе. Община — это место, где мы поддерживаем друг друга, делимся друг с другом, сопереживаем; место праздника, боли и роста, место принадлежности друг другу, место, где мы постепенно открываем, что не страшно стать уязвимым, что мы можем снять предохранительные барьеры вокруг наших сердец; место, где мы все время живем таинством Смерти и Воскресения; где мы можем быть самими собой.

Я думаю, что община — это ответ на войны, насилие и нездоровое соревнование. Это ответ страху, который подавляет людей и заставляет их искать спасение в независимости, в постройке стен вокруг своих сердец. Община — это место, где мы можем начать любить своих врагов, как призывает Иисус. Это место, где может укорениться Благая весть.

Слова св. Павла к возлюбленной общине филиппийцев ясно показывают, что нужно для общины и для личного роста в общине: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирению почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:2–4).

Жан Ванье обедает в одной из общин

Община — это для каждого смерть своих собственных интересов, но воскресение в принадлежности друг другу и в общей любви. В общине мы открываем свою собственную сломленность и мрак, свои комплексы, гнев, депрессию, чувство вины, но также принимаем это, зная, что выздоровление требует времени и что Бог присутствует в нашей нищете. Жизнь в общине означает мудрость, глубокие размышления, путь проницательности и совместной работы, новый способ осуществления руководства в служении.

Жизнь в общине подразумевает подчинение и покорность, но также и диалог с авторитетом, и противостояние ему в случае необходимости. Это означает разделять недостатки и сломленность наших общин. Но также жизнь в общине означает давать друг другу необходимое пространство для личного роста, отдыха, молитвы, давать возможность другому становиться и быть самим собой.

Без сомнения, в общине существует опасность переутомления и перегрузок, могут возникнуть ситуации, где слишком много стресса и постоянный кризис.

Без хорошей поддержки кого-то мудрого, с кем можно поговорить, люди могут чувствовать обязанность быть тем, кем они не являются, или нести ношу, которую они нести не в состоянии. Они могут подталкивать себя идеалом и игнорировать свои основные нужды — ситуация, которая может привести к выжженности, опустошению. Им нужна забота и поддержка для того, чтобы делать свободный выбор, быть готовым принять потери, найти правильное формирование себя, правильные формы отдыха и релаксации, духовного и интеллектуального питания. Нам нужно, чтобы кто-нибудь вел нас по этому пути вниз, помогал нам совершать переход от видения мирского к евангельскому видению, нам нужен хороший проводник, помощник, мудрый советчик, кто-то, кто помогал бы нам читать нашу священную историю и открывать присутствие Бога в нашей жизни, Его следы. Нам нужен священник или духовный наставник, который помогал бы нам слышать, как Иисус зовет нас, понять, куда Он ведет нас, который помогал бы нам понимать Его язык и Его волю о нас. Нам нужно, чтобы такие люди, посланные своими духовными наставниками, шли вместе с нами. Без их любви и мудрости, без их способности беречь и питать эту духовность наши общины рискуют духовно умереть. Я хотел бы обратить особое внимание на то, что всем нашим общинам необходимо найти такого мудрого советчика.

Чтобы община действительно была одним целым, необходимо принимать различия, признавать разные дары и нужды. Различия больше не могут угрожать нам, они — сокровище. Люди, которые призваны создавать свою собственную семью в общине, должны открыть место семей в общине, их особую духовность и способ жизни. Те, кто призваны Иисусом жить даром безбрачия во имя Царства, также должны найти соответствующую поддержку и духовность. Каждому члену общины нужно помогать расти соответственно с его особым призванием и служением, соответственно с дарами, данными ему и призванными служить всей общине.

Однако мы не должны недооценивать, как трудно принимать и любить людей, непохожих на нас. Неудивительно, что нужна помощь и сила Духа, чтобы преодолеть страх и войти во взаимоотношения общения и взаимности. Нам всем нужна помощь, чтобы с радостью принимать наши различия с другими людьми. Мы все призваны к духовности гостеприимства и любви, которая признает нашу общность со всеми людьми. Иисус — старший брат каждого человека в мире. Он любит каждого и призывает возрастать в любви и сказать «да» Богу и Его видению любви. Призыв Иисуса требует ответа «да», повторения «да» день за днем, через все беды и радости.

Для этого нам нужно выбирать правильную духовную и интеллектуальную пищу, и этот выбор означает потери и горечь, принятие слов Иисуса об отсечении ветвей, не приносящих плода, и необходимость умереть, чтобы воскреснуть в любви. Если мы выбираем евангельский путь малости и смирения, значит мы отказываемся от пути могущества и успеха. Это не просто. Это включает ежедневную борьбу с соблазнами, которые пытаются увести нас прочь от любви. Но как тяжело спускаться вниз! Как трудно осуществлять полномочия начальника дома, лидера общины, основателя или координатора и быть близким к самым малым и слабым!

Благодаря этому мы все призваны жить духовностью единства, прощения, примирения, мы призваны к зрелости миротворчества и разрешения конфликтов. Сам факт жизни в общине с людьми, непохожими на нас, дает нам возможность возрастать в этом.

Наши общины призваны быть глубоко человечными, где каждый мог бы осуществиться и идти в сторону полноты и внутреннего единства между духом и плотью, головой и сердцем, которое мы утверждаем и которым мы живем, и где сексуальность может быть интегрирована в общинные отношения, и где радость исходит от реальности отношений и связанности…

Еще наши общины призваны стать местами празднования. Праздник происходит от единства, которое уже есть у ищущих его и стремящихся к нему.

Это — благодарственное восклицание, возносящееся от единства. Наш Бог — Бог единства, Он стремится к единству Своих детей. Разделение, отвержение, подавление в любом виде ранят сердце Бога. В общине мы призваны праздновать нашу общую человечность, праздновать слабых и бедных, которые призывают нас к единству и которые — его источник. Духовность общины — это духовность прощения и праздника.

Иисус сказал, что мир узнает о том, что Отец послал Его, по любви, которую будут иметь Его ученики между собой. Но как может поверить мир, если это единство разрушено? Иисус призывает человечество к новому видению любви.

Он доверил это видение Церкви, но церковь разделена и расколота. Люди не могут понять эти разделения, которые причиняют ужасную боль. И наибольшая боль — вокруг таинства единства, Евхаристии. Жить духовностью общины означает, что мы, следуя призыву Иисуса, осмеливаемся входить в эту боль, чтобы воскреснуть в надежде и единстве.

Вот почему единство, поиск единства — так важны. Без этого мир не может поверить. Видение Иисуса, Благая весть для бедных, Благая весть бедных не могут быть открыты, в них нельзя поверить, пока нет единства. И единство уже есть, когда мы вместе ищем его. Тогда это не структурное единство, но единство в намерении, единство желания и общения, где мы любим и ценим друг друга и где мы стремимся быть такими, какими хотел бы нас видеть Иисус.

Наши общины — также лечащие общины. Многие люди приходят к нам сломленными, в отчаянии и бунте, закрытые в себе из-за боли. Наша цель — помочь им на пути выздоровления и освобождения. Для этого любовь и атмосфера любви — самое важное. Наши тела, наша жизнь со всеми нашими психологическими механизмами — удивительно устроены. Они составляют почву, в которую посеяны милость и присутствие Бога. Мы должны заботиться об этой почве, быть внимательными к ней. Если она возделана, то зерна милости и любви будут расти лучше. Если мы отрицаем законы этой почвы и считаем все трудности только духовными, мы рискуем жить в воображаемом мире: религия, вместо того, чтобы помочь нам увидеть нашу реальность и преобразить ее в любовь, может стать наркотиком, который помогает нам избежать боли, причиняемой реальностью. Иисус пришел научить нас любить людей такими, какие они есть, и таким образом быть укорененными в реальности.

МОЛИТВА ВЕРЫ И СВЕТА

Иисусе, Ты пришел к нам на землю,

чтобы открыть нам Отца — Твоего Отца и нашего Отца.

Ты пришел научить нас любить друг друга.

Дай нам Духа Святого по Твоему обетованию,

чтобы Он сделал нас служителями

мира и единства на этой земле,

полной войн и разделений.

Иисусе, Ты призвал нас следовать за Тобой в общине…

Мы хотим идти за Тобой, сказать Тебе «да»…

Мы хотим жить в завете любви

в этой большой семье, которую Ты дал нам,

где мы можем разделить наши страдания и трудности,

наши радости и надежды.

Научи нас принимать наши раны и нашу слабость,

чтобы они стали Твоей силой.

Научи нас видеть Тебя во всех наших братьях и сестрах, особенно в самых немощных.

Научи нас идти за Тобой путями Евангелия.

Иисусе, мы вверяем себя Марии, Твоей Матери.

Она первая приняла Тебя в Себя.

Помоги нам принять Тебя в наши сердца и наши общины.

Дай нам верности, чтобы стоять с Ней

у подножия Креста, рядом с распинаемыми в этом мире.

Помоги нам жить, как Она, Твоим Воскресением.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь