ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Е. Скурыдина, П. Ерохина – «Народная педагогика в современной особой религиозной общности старообрядцев» (Преподаватель XXI век, № 2-1, 2017)

Елена Скурыдина, кандидат технических наук
Павла Ерохина, аспирантка кафедры философии и культурологии

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОЙ ОСОБОЙ

РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩНОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ

(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ)

В настоящее время всё чаще появляются исследовательские работы, которые затрагивают проблемы нравственного и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [1–10]. Зачастую работы посвящены возрождению традиций духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения в современных условиях [1; 5–8].

Столь активное изучение проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения можно связать с вступлением в действие с 1 января 2010 г. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации, которые обозначили государственные приоритеты [11–12]. Согласно указанным документам, воспитание гармонично развитой и высокодуховной личности является первостепенными приоритетами образования. Можно утверждать, что в настоящее время повсеместно введен Федеральный государственный стандарт, который ориентирован на воспитание и развитие у обучающихся индивидуальных качеств, таких как уважение и принятие духовных и культурных ценностей собственного народа.

По мнению большинства исследователей, духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к культурному наследию собственного народа позволяет расширить представление об окружении, формирует позитивную мотивацию, вырабатывает правильное поведение. Авторы [1; 4–8] считают, что важно как можно раньше начинать приобщать детей к изучению собственного наследия, которое оставили своим потомкам прадеды, столетиями отбирая и бережно сохраняя наилучшее, передавая его из поколения в поколение.

В этом контексте особенно важным аспектом может стать опыт религиозного образования в старообрядческой общине. Данный опыт может стать интересен широкому кругу учителей и преподавателей, так как жизнестойкость и неизменность общинного обучения старообрядцев проверена столетиями, а духовно-нравственная личность старообрядца сохранена и сегодня.

Выстраивая с конца XVII века образование в общинах, старообрядцы создавали свое обучение по принципам и методам, во многом сходным с принципами и методами народной педагогики. В современном же понимании народная педагогика в религиозной общности старообрядцев скорее связана с этнографией и языкознанием.

Для более глубокого понимания сущности обучения в старообрядческих общинах и выявления сходства с принципами и методами народной педагогики, определим некоторые ключевые методы народной педагогики. Стоит отметить, что существует несколько определений термина «народная педагогика», вследствие чего постараемся выбрать наиболее распространенное и находящееся максимально близко к контексту решаемой в данной работе задачи.

Таким образом, под «Народной педагогикой» будем понимать определение, данное А.Э. Измайловым, – это «совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс» [13].

Известно, что существенным в народной педагогике является процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Многовековой опыт предоставил возможность старообрядческим общинам сформировать установленные дидактические приемы и правила воспитания детей, которые пересекаются с методами народной педагогики.

Обозначим данные педагогические методы. В народной педагогике известны такие методы воспитания, как:

● разъяснение и убеждение,
● назидание,
● приучение,
● поощрение,
● одобрение,
● убеждение,
● личный пример,
● показ упражнения,
● намёк и т.д.

Раскроем сущность приведенных методов с точки зрения религиозного образования старообрядцев.

Для выработки серьезного отношения молодого поколения к молитвам, труду, достойному поведению как дома, так и на людях, обычно использовали метод разъяснения и убеждения. Здесь особенно важным является личный показ правил выполнения тех или иных действий.

Применительно к труду – это выполнение разнообразных видов работы: приготовление пищи, вышивание, уход за домашними животными (лошадь, скот, птицы и т.п.), обработка земли (посадка, прополка, полив, уборка урожая и т.п.), ткачество, резьба и т.п. Применительно к молитвенным правилам – это упражнения по чтению на старославянском языке, упражнения в песнопениях.

В дальнейшем молодое поколение должно уметь самостоятельно воспроизводить те или иные виды работ, предварительно поупражнявшись над ними под присмотром взрослых. При выполнении работы под присмотром взрослых дети получали советы – в том числе о том, как правильно их необходимо выполнять.

Убеждение же, как метод воспитания, включает в себя пояснение и подтверждение – почему собственно так необходимо поступить. Воссоздавая определённые образцы поведения, необходимые для того, чтобы дети не сомневались в целесообразности определённых воззрений, действий, постепенно накапливается духовно-нравственный опыт и потребность следовать ему. Определяется, каким образом надо вести себя во время богослужения, во время беседы со старшим поколением.

Для духовно-нравственного воспитания детей существенным и необходимым является метод назидания. Старший поучает младшего, духовные наставники – причётников своей общины, родители – детей и т.п. Назидание по-другому можно определить как поучение, наставление – наиболее распространенный метод народной педагогики, применяемый в религиозном образовании. На многих службах читаются поучения. Поучения используются при беседах в общинах, разговорах в семье. Слушая поучения, молодое поколение ненавязчиво получает необходимые духовно-нравственные основы.

Также важным методом религиозного воспитания у старообрядцев является метод приучения. Приучать необходимо с малого возраста к правилам поведения, молитвенным правилам и труду. Для приучения подрастающего поколения взрослые поручают детям что-либо (чтение или песнопения на службе, выполнение работы по дому и другое), а в дальнейшем проверяют выполнение или выполняют что-либо совместно с ними.

Личный пример – это один из действенных и эффективных методов духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный облик взрослых, а в особенности родителей, взаимоотношения в общине и семье, их тяга к труду, общественная деятельность, – всё это является образцом для подражания и оказывает воздействие на подрастающее поколение с точки зрения его духовно-нравственного воспитания.

Рассмотрев основные методы народной педагогики с примерами их реализации на практике в контексте религиозного воспитания, становится очевидным, что религиозное формирование личности подрастающего поколения основано на принципах и методах народной педагогики.

Для более чёткого представления картины народной педагогики в современной особой религиозной общности старообрядцев остановимся на историческом аспекте возникновения обучения в старообрядческих общинах, основы которого лежат и в современном образовательном процессе в общинах.

История передачи духовно-нравственного опыта у старообрядцев начинает активно развиваться с начала так называемого Раскола (конца XVII века), то есть с момента образования этой общности [14]. После церковной реформы старообрядцы стали вдруг вне закона. И для «новой» русской православной церкви, которая стала после Раскола для них чуждой, и для государства старообрядцы как будто «исчезли» из православного мира – преследовались властями, в результате чего были вынуждены оставлять свои места и скрываться в отдалённых местах государства. Вследствие этого старообрядцы лишились привычной им ранее целостной системы ретрансляции знаний и опыта. В этот момент и происходит зарождение религиозного обучения старообрядцев [15]. Им пришлось снова выстраивать систему образования в общинах, отвечая на те же вопросы, которые и сейчас стоят перед российским обществом при обращении к современному религиозному и духовно-нравственному образованию: кто должен учить, чему необходимо учить и как необходимо учить?

Старообрядцы взяли за основу то, что духовно-нравственное воспитание в Древней Руси имело системный характер, оно было целостным и единым. Обучение и воспитание были неразрывны, что, безусловно, позволяло развивать духовную составляющую у обучающихся.

Известно, что материалом для занятий в Древней Руси были Священное Предание и Писание, знаменное крюковое пение и духовные стихи [16]. Всё это с трепетом пытались сохранить в старообрядческих общинах. Знания главным образом передавались от поколения к поколению, от учителя к ученику, то есть основным способом обучения стала устная традиция передачи знаний.

Образовательным центром для хранителей старой веры и обрядов после Церковного раскола XVII века стал Соловецкий монастырь, который до разорения его властями стойко сберегал духовную и культурную основу Единой Апостольской Церкви, пришедшей на Русь из Византии [14]. В течение восьми лет происходила осада Соловецкого монастыря со стороны царя и воевод. В монастыре осаду удерживали ревностные защитники Старой Веры [17; 18]. После падения Соловецкого монастыря в селе Данилово на реке Выг было организовано Выговское общежительство, которое обрело статус духовного и хозяйственного центра староверцев. Основателями Выговского общежительства являлись те, кто покинул монастырь до осады и ушли, чтобы довести до народа правду и организовывать Церковь без священства. Одними из основателей стали братья Денисовы – Андрей и Симеон, выдающиеся деятели староверия, историки, проповедники, основатели Выговской школы [19–22].

Поначалу выговцы занимались просто земледелием и скотоводством. Затем, с увеличением угодьев у выговцев стали появляться свои пристани, шесть морских суден, кухня, мастерские медных изделий (иконы литые), кожевенная мастерская.

Изготавливались иконы, переписывались книги, были открыты духовные образовательные центры. Но выговцы не ограничивались только перепиской книг или простой компиляцией древнерусских текстов. Особое место занимает литературное наследие духовных руководителей и писателей пустыни – ими были созданы сотни оригинальных сочинений не только богословского характера, но и философские и исторические сочинения. Практически все жанры, существовавшие в Древней Руси, получили продолжение в выговской литературной школе: агиография (житийная литература) и историческое повествование, сказания и видения, различные виды слов (торжественные, воспоминательные, надгробные и др.), проповеди и послания, поучения и полемические сочинения, службы и силлабическая поэзия. Данные факты весьма красноречиво подтверждают, что миф о неграмотности и «серости» старообрядчества есть ложь. Старообрядческие писатели ни в чем не уступали произведениям, признанных литераторов. В 1838 г. у старообрядцев были отняты пашенные дворы Выга и через несколько лет разрушены здания, а люди высланы в места прописки [19–22]. Старообрядцы все дальше и дальше уходят в леса от властей и гонителей.

В дальнейшем, желая сохранения своей индивидуальности, старообрядцы должны были сформировать самобытную обучающую систему, позволяющую противостоять сложностям окружающего их мира: удалённости общин друг от друга, большому количеству соблазнов мирской жизни, и иногда малочисленности. Подрастающему поколению необходимо было давать знания об основах древлеправославного вероучения и положениях духовно-нравственной системы, необходимо было растолковывать им основные молитвы, разучивать основные церковные песнопения. Так стали зарождаться небольшие воскресные школы для подрастающего поколения старообрядческой общины, где жизнедеятельность семьи и общины, основы воспитания через личный пример создавали незыблемый фундамент старообрядческого образования. Ученикам воскресной школы необходимо было читать и комментировать Священное Предание, им давались знания о выполнении молитвенного правила, чтения (особенно келейного), прививались навыки посильной помощи общине в благоустройстве и Богослужении. Постепенно зародилась идея непрерывного образования. В данном контексте старообрядческая община осуществляла помимо сугубо религиозных функции образовательную, информационную и разъяснительную функции.

Накопленный ими исторический опыт осуществления религиозного обучения используется и в настоящее время в многочисленных старообрядческих общинах.

В начале XX века, после снятия запрета на свободу вероисповедания в отношении старообрядчества (указ императора Николая II позволял открыто укреплять веру отцов, а в 1909 г. был окончательно утверждён закон о положении старообрядческих общин) с новой силой встает вопрос об образовании, который обсуждался в 1909 и 1912 гг. на Первом и Втором всероссийских соборах староверов-поморцев, а также на многочисленных поместных съездах старообрядцев [23; 24]. Во многих городах открываются новые школы, училища в дополнение к уже действующим. Старообрядческими духовными отцами и начетчиками было разработано большое количество Пособий для старообрядческих училищ, учебников, Азбук, рекомендаций для преподавателей и учеников, многие из которых используются в старообрядческом церковном образовании и сегодня.

В середине XX века старообрядцы, как и представители других церквей, вновь претерпели гонения и опять перешли на обучение в общинах (в воскресных школах).

Таким образом, на протяжении многих лет формирование основ духовной и эстетической культуры детей и подростков было важнейшей сферой деятельности каждой старообрядческой общины.

В наше время в свете большого количества соблазнов в мирской жизни появляется особая необходимость того, чтобы подрастающее поколение ощутило уникальность своей общины, знало историю своей семьи, страны, мира, пришло к пониманию и осознанию значимости сохранения общинного устройства.

Для духовного воспитания, овладения его ценностями, нравственного развития личности, необходимо поддерживать ядро, фундамент старообрядческой культуры, что предполагает всестороннее знание традиций и обычаев, а также устойчивую педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций сохранения общинных устоев.

Современная система религиозного образования у старообрядцев в России носит сугубо общинный характер и выстраивается с учётом потребностей членов некоторых общин в повышении уровня знаний. В современных общинах помимо воскресных школ появляются такие формы обучения, как духовные курсы при общинах, обучение через паломничество, летние молодежные лагеря, лектории и т.п. [25–30]. Воскресные школы по-прежнему выступают основным вариантом организации образовательной среды в общине.

Они повсеместно распространены, и их основными задачами являются образование и воспитание старообрядцев в христианском духе, подготовка к церковной службе чтецов и певчих. В основе воскресной школы лежит то, что дети дошкольного и младшего школьного возраста активно накапливают духовно-нравственный опыт общины. Как известно – обращение к духовной жизни возникает с нравственного самоопределения и становления самосознания. Непрерывное духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения позволяет обеспечить гармоничное формирование личности и адекватное общественное развитие.

Современная воскресная школа старообрядческой общины является ярким самобытным примером реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяющего духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевой задачи современной государственной политики РФ. Одним из примеров организации воскресной школы может послужить опыт западносибирских и алтайских древлеправославных поморских общин. Целью данных воскресных школ является духовное воспитание, формирование любви и уважения к общинной культуре, формирование познавательного интереса в процессе ознакомления с бытом и жизнью старообрядцев, традициями, обычаями.

Задачами воскресных школ старообрядческих общин поморского согласия являются:

1. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством тесного сотрудничества с преподавателями воскресной школы и детьми по сбору материала для образовательной деятельности и активного участия в проведении мероприятий.

2. Формирование познавательного интереса посредством деятельностного подхода.

3. Знакомство подрастающего поколения с историей, старославянским языком, устроем общины, традициями и обычаями.

4. Воспитание у детей чувства любви и уважения к старшему поколению.

5. Развитие представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для реализации одного из образовательных процессов воскресной школы был составлен план мероприятий, разработанный таким образом, чтобы каждый ребенок смог активно участвовать и сотрудничать в процессе образовательной деятельности.

Образовательный процесс воскресной школы ориентирован на детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Реализация данного образовательного процесса воскресной школы проходила в четыре этапа.

Этап 1. Теоретический.
План:
1) Проведение опроса-анкетирования;
2) Беседа с родителями;
3) Подбор необходимой литературы.

Этап 2. Подготовительный.
План:
1) Составление планов работы для всех возрастных групп (7–10 лет и 11–14 лет);
2) Создание предметноразвивающей среды: оформление мини-музея старообрядческой культуры и общины, в частности;
3) Взаимодействие преподавателей воскресной школы и родителей.

Этап 3. Практико-ориентированный.
План:
1) Встречи за круглым столом с родителями;
2) Изучение церковнославянского языка и чтение книг на нем;
3) Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам старообрядческой культуры (изучение Священного Предания, в т.ч. житие святых, исполнение духовных стихов и т.п.);
4) Беседы с наставниками общины и старейшинами общины;
5) Праздники с участием детей.

Этап 4. Завершающий.
План:
1) Приобщение детей к чтению на Богослужениях в храме общины;
2) Участие в Храмовом празднике;
3) Участие в межобщинных старообрядческих мероприятиях культурного и духовного плана.

Заметим, что для организации данного мероприятия совместно с родителями проводились встречи, в процессе которых были намечены ориентиры последующей совместной работы, например, сбор материалов по духовной литературе (житие святых, духовные стихи, а также историческое наследие семьи, связанное с общиной).

В процессе сбора материала (исторического наследия семьи) был организован мини-музей из фотографий общины. Были найдены и оформлены фотографии, относящиеся к жизни общины. Некоторые фотографии были сделаны ещё в начале XX века.

Создание мини-музея – это проявление такого метода народной педагогики, как личный пример, то есть подрастающее поколение наблюдало личностное участие родителей и членов общины в сохранении исторических фактов и моментов жизни общины.

Существенной и необходимой формой работы с подрастающим поколением является организованная образовательная деятельность. При работе возможно применение комплексных, сюжетных, тематических и других видов организации, которые позволили бы заинтересовать молодое поколение. Стоит отметить, что особое место в организации образовательного процесса занимает языкознание, а именно старославянское речевое развитие. Для изучения церковнославянского языка были использованы такие принципы и методы народной педагогики, как:

● разъяснение и убеждение (необходимо разъяснить правильное прочтение, обратить внимание на ударение и произношение, разъяснить сокращенное написание многих слов, например, «слова с титлами», такие как:

● приучение (правильное чтение, молитвенные правила);
● одобрение (например, возможность чтения на службе);
● личный пример (например, участие в мероприятиях);
● показ упражнения (например, чтение на службе).

Изучение старославянского, как, впрочем, и другого языка, невозможно без работы с текстами. Работая с текстом, обучающийся постигает правила фонетически верного чтения, что очень важно для чтения духовного текста (молитвы, каноны, поучения и т.п.). Немаловажным является знание перевода, тогда обучающийся осмысленно передаёт содержание текста.

Работа с текстами должна начинаться с первых же занятий для того, чтобы обучающийся мог уже с пониманием читать все необходимые тексты и приучаться фонетически правильно произносить любой текст на старославянском языке.

Предусматривается работа со словом (произношение, значение), знакомство подрастающего поколения с текстом (Псалмы, молитвы и т.п.). Необходимо приучать их ухо к интонационному строю старославянской речи, к выполнению молитвенного правила. Очень полезным для воспитания является пение духовных стихов, содержащих глубокий духовно-нравственный потенциал.

Дети должны не только слушать духовные песни, но и сами их исполнять. В среднем возрасте (8–10 лет) выполнению молитвенного правила и песнопению отводится все большее место. Со старшими (11–14 лет) организуются духовные беседы, а также их участие в Богослужениях в роли чтеца, пономаря или певчего.

О жизни в старину подрастающему поколению рассказывают духовные наставники и старейшины общины, где они делятся опытом обустройства и ведения быта. Подобные совместные деятельность и беседы старшего поколения с подрастающим способствуют сплоченности, разумению и проявлению интереса к нашему наследию.

Ценность подобного опыта работы для старообрядческой общины заключается в том, что данный проект способствовал:

● развитию у детей кругозора в области истории Церкви Христовой в целом и жизни старообрядческих общин в частности;
● обучению чтению на церковнославянском языке и знаменному пению;
● воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре.

В результате подрастающее поколение получило обширные знания о жизни и быте старообрядцев. У детей расширился и обогатился лексический запас в сфере старославянской письменности. Представленная форма работы дала возможность обучаемым накопить общинный опыт, осознать собственное место внутри общины, оказала содействие в нравственно-духовном развитии. У детей наряду с активизацией познавательной деятельности проявились духовно-нравственные особенности, такие как милосердие и почтение, сформировалось чувство любви к своей культуре и традициям.

Для того чтобы в настоящее время и в дальнейшем не отмечалась оторванность подрастающего поколения от подлинной общинной культуры, от исторического опыта прошлых поколений, необходимо непрерывное духовно-нравственное воспитание. В современном мире это особенно актуально, так как в обществе в целом происходит утрата духовно-нравственных ориентиров, навязывание массовой культуры, деятельное насаждение чуждого русскому народу образа жизни и поведения.

Вследствие этого возникает необходимость в непрерывном образовании, основанном на принципах и методах народной педагогики, которое позволяет развиваться обществу по своему особенному пути. Недаром в старообрядческих общинах сохранился духовно-нравственный устой подрастающего поколения.

Таким образом, на основе организации непрерывного духовного образования в течение последних нескольких десятков лет в старообрядческой среде решается проблема сохранения и передачи исторической памяти и определение себя как культурно-исторического сообщества в новых жизненных реалиях. И опыт воспитания в современной старообрядческой общине может стать одним из ярких примеров духовно богатой личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трегубова, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] / Н.Н. Трегубова // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – Ч. 1. – С. 27-29.

2. Алиева, А.Р. Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье [Текст] / А.Р. Алиева, А.К. Музапарова, Ш.К. Мангутова // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – Ч. 2. – С. 97-98.

3. Лысенко, М.В. Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО [Текст] / М. В. Лысенко, И. А. Изотова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – Ч. 2. – С. 160-163.

4. Лукьянова, Ю.А. Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания обучающихся в условиях реализации новых стандартов / Ю.А. Лукьянова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – Ч. 3. – С. 274-277.

5. Хаустова, В.Н. Традиции и обрядовые праздники, их место в духовно-нравственном воспитании и обучении [Текст] / В.Н. Хаустова, Н.А. Гладкова, М.А. Полякова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: АСГАРД, 2016. – Ч. 1. – С. 46-47.

6. Долгова, А.Т. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры [Текст] / А.Т. Долгова, Е.В. Агафонова // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 771-774.

7. Пудовкина, Н.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций [Текст] / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 813-816.

8. Урбанович, Л.Н. Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М.М. Манасеиной [Текст] / Л.Н. Урбанович // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. – 2014. – Вып. 1 (32). – С. 81-94.

9. Ильенко, И.П. Развитие духовно-нравственных ценностей при обучении древним и современным языкам в Оренбургской духовной семинарии [Текст] / И.П. Ильенко // Вестник Оренбургской духовной семинарии. – 2014. – Вып. 1 (1). – С. 65-69.

10. Рыжова, Н.И. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников [Текст] / Н.И. Рыжова, Е.П. Ефимова, Н.А. Зинкевич // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5 [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 17.10.2016).

11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 10.07.2016).

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 10.07.2016).

13. Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 10.07.2016).

14. Кожурин, К.Я. Краткий очерк по истории Древлеправославной Поморской Церкви Христовой [Текст] / К.Я. Кожурин, О.И. Розанов, А.А. Безгодов. – М.: Археодоксия, 2006.

15. Кожурин, К.Я. Культура русского старообрядчества (XVII – XX вв.): Учебное пособие. Часть 1 [Текст] / К.Я. Кожурин. – СПб.: Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. – 139 с.

16. Рыбаков, А.С. Старая вера. Старообрядческая хрестоматия [Текст] / А.С. Рыбаков, К.Н. Швецов, П.Г. Носов. – М.: Издание Товарищества И.Д. Сытина, 1914. – 400 с.

17. Денисов, Симеон. История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящие времена великодушно пострадаша [Текст] / Симеон Денисов. – М.: Третий Рим, 2005.

18. Денисов, Симеон. Виноград Российский или описание пострадавших за древлецерковное благочестие [Текст] / Симеон Денисов. – М.: Третий Рим, 2003.

19. Филиппов, Иван. История о зачале Выговской пустыни и о стоянии благочестивыя христианския веры в Российской земле [Текст] / Иван Филиппов // Щит Веры. – Саратов: Т-во Типография «Энергия», 1912.

20. История Выговской обители [Текст] / Под ред. Е.С. Лепешин. – М.: Наука, 1992.

21. Юхименко, Е.М. Выговская староверческая пустынь : в 2-х т. [Текст] / Е.М. Юхименко. – М.: Духовная жизнь и литература, 2002.

22. Кожурин, К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси [Текст] / К.Я. Кожурин. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

23. Ваконья, И.У. О старообрядческих училищах и учителях [Текст] / И.У. Ваконья // Деяния I Всероссийского собора староверов-поморцев. – М., 1912.

24. Волович, А.И. Докладная записка к Собору [Текст] / А.И. Волович // Деяния I Всероссийского собора староверов-поморцев. – М., 1912.

25. Учебная программа по изучению Закона Божия в общеобразовательных школах Латвийской Республики. – Рига, 1998.

26. Инструкция по организации и проведению Воскресных школ, курсов обучения, христианских встреч. Рекомендации Учебно-издательского отдела Российского Совета ДПЦ // Извещение РС ДПЦ. – СПб., 2006. – № 34.

27. Борисова, О.Л. Современное состояние воскресных школ в общинах Латвии: дипломная работа [Текст] / О.Л. Борисова. – Рига, 2011 [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 10.07.2016).

28. Бехчанов, Ф.П. Религиозное воспитание и образование в христианской семье [Текст] / Ф.П. Бехчанов, Г. Замараев. – Рига, 2006.

29. Кожурин, К.Я. План обучения в Воскресной школе Невской старообрядческой поморской общины [Текст] / К.Я. Кожурин. – СПб., 2006.

30. Заволоко, И.Н. Старообрядческий учебник по Закону Божию [Текст] / И.Н. Заволоко. – Рига, 1991.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В ФОРМАТЕ DOC: здесь