ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Е.Ореховская — «Перспективы развития общины в 20-х годах ХХ века и в наше время» (Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том XIV. СПБ, 2015)

Евгения Ореховская,
член Союза журналистов РФ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩИНЫ

В 20-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА И В НАШЕ ВРЕМЯ

Исторические процессы конца XIX ‒ начала ХХ века послужили началу новых общественных преобразований. Во всем мире начали возникать общины (коммуны), в основу которых были положены новые принципы.

Это были общества единомышленников, которые для удобства жизни селились компактно вместе и начинали вести коллективное хозяйство. В 20-е годы ХХ-го века и в Советской России начали образовываться в большом количестве коммуны, стали появляться первые колхозы.

К середине 20-х годов часть этих образований развилась в образцовые хозяйства и, как явление новое, они испытывали различные сложности. Чтобы преобразования, идущие в стране, принесли благо, для Правительства молодой Советской России были подготовлены предложения.

Почти 90 лет отдаляют нас от того времени, когда семья Рерихов пребывала в Москве. Это случилось после длительного, почти восьмилетнего их отсутствия в России в связи с происходящими революционными событиями. Эти годы они провели в разных странах. Николаем Рерихом было написано множество картин, проведён ряд выставок в городах Европы и Америки. Вместе с тем он вёл обширную культурную деятельность. Был создателем международного художественного центра «Corona Mundi» (Венец Мира), объединения художников «Cor Ardens» (Пылающее сердце), Мастер-института объединённых искусств «Master Institute of United Arts» (Институт Учителя). В Нью-Йорке был основан Музей Рериха. Для взаимодействия с Алтаем были основаны кооперативы «Белуха», «Алатырь», а также мировая служба World Service, транспортная часть которой имела значение в Сибири.

Что же привело Рерихов в Москву? Какие предложения были внесены ими советскому коммунистическому правительству, для чего очень важно было именно прибыть в Москву и лично встречаться с членами Правительства?

Одна из целей, которую необходимо было донести до руководителей Советского государства, была идея Общины. Вспомним, что коммунистическое – значит общественное. И коммунизм, как форма жизни людей, был наиболее близок общине. Но, с другой стороны, мы спустя годы практической жизни можем понять, что коммунистический строй, направление к которому выбрала страна, не был тем идеалом, к которому стремились люди.

Что же было существенного в том, что несли Рерихи молодой Советской стране?

В Записях Учения Живой этики Е.И. Рерих находим, что Фуяма, или Акдордже, как называли Николая Рериха, был послом Махатм Востока. Общеизвестен факт, что Рерихи привезли в Москву рукопись книги «Община» с целью её издания.

К сожалению, книга в том момент не была принята, как не были приняты и предложения Махатм, изложенные в письме. Там, помимо прочего было сказано: «Только глубокое осознание коммунизма даёт полное благосостояние народам. Нам известно, что некоторые слои крестьянства не могут вместить идею коммунизма. Необходимо новое обстоятельство, которое введет их в русло истинной общины. Таким всемирным обстоятельством будет принятие коммунизма Буддийским сознанием. Если Союз Советов признает буддизм учением коммунизма, то наши общины могут подать действенную помощь, и сотни миллионов буддистов, расположенных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности. Доверяем посланному нашему Акдордже передать подробности нашего предложения – можем утверждать, что неотложно нужны меры для введения мирового коммунизма как ступени неотложной эволюции. <…> Примите совет и привет наш».

Кроме того, Махатмы говорили, обращаясь к Советскому Правительству: «Вы угадали эволюцию общины».

Замечание об эволюции было основано на том, что во все времена община, слагаемая Великими Учителями человечества, носила прогрессивный характер, намного опережавший развитие общества. И через эти общины в народ вносились новые устои нравственной жизни, очищая существующие отношения между людьми, устремляя их к новым завоеваниям духа. Так было во времена Будды, которого называли первым общинником Востока, так было и у Христа, имя которого сохранилось в хрониках как Иисус-общинник, так было во времена Сергия Радонежского, рубившего общину топором… В мировой истории много можно найти примеров, когда созидаемая община служила эволюционному прогрессу. Так, в ХХ веке в России и в мире уже существовали различные религиозные общины, в том числе и возникшие совсем недавно общины бахаи, набирало силу кибуцное движение на землях Палестины; в России был хороший опыт организации Братства («Неплюевское братство»: ныне Сумская область Украины); к тому времени происходил расцвет образовавшихся вскоре после революции во многих местах толстовских коммун. Кроме того, весь уклад крестьянской жизни всегда строился на основе общины. С начала ХХ века, в результате реформы, получившей название столыпинской, эта община уже почти прекратила своё существование. И для созидания нового строя нужны были некоторые новые условия, которые объединили бы всех работников в одном направлении.

Если обратиться к архиву записей Е.И. Рерих, мы найдём, что существуют общины нескольких родов: «Первый – общины несознательные, которые вырабатывают приемлемый вид общежития – можно найти их среди рабочих, земледельцев, учащихся, реже в семьях. Второй вид общины знает о плане земной эволюции, но не привязывает этот план к определённому действию и сроку: кружки политических идеалистов, некоторые оккультные организации, ученые сообщества, реже всего клерикальные конгрегации. Третий вид общины знает не только план эволюции, но и срок, и действие. Конечно, эти общины редки и получают Наши указания. <…> Трудно распознать участников общины третьего вида. Говорливее второй вид общины, они говорят уже много об Общем Благе». И для всех их указанное направление было благом, ведущим к дальнейшей эволюции. Надо полагать, что общины третьего вида имеют огромное влияние на эволюцию мира.

Николай Константинович Рерих

Николай Константинович Рерих

Среди существующих в то время общин хотелось бы выделить толстовские коммуны. Наше исследование показало, что мировоззрение Толстого во многом базировалось на философии буддизма: это факт малоизвестный, но доказанный. Общества, следующие его взглядам, начинали следовать этому мировоззрению и невольно вносили основы буддизма в свою жизнь. Хотя некоторые стороны их жизни были неприемлемы для власти, мы можем полагать, что широкое распространение книги «Община» и обогащение коммунизма философией буддизма скорректировали бы это направление и оно избежало бы в дальнейшем многих неприятностей.

Преобразование практических действий коммунизма в России общинными идеями буддизма могло обеспечить небывалый расцвет государства и мощную поддержку населения стран, в которых были сильны буддийские традиции. Принятие буддизма в данном случае не означало фактического принятия религии буддизма, но обновление и одухотворение существующего коммунистического учения высокими нравственными основами, данными Буддой. Собственно, для этого и была предпринята попытка опубликовать книгу наставлений Учителя «Община». Но удалось сделать это несколько позже, и уже не в России, а в Урге (Монголия), где также была выпущена книга «Основы буддизма» под псевдонимом «Н. Рокотова».

Так рассмотрим же, от кого исходил Совет.

Махатмы – «великие души» – давно известны на Востоке. Их мудрое руководство не раз спасало правителей разных стран, а то и целые государства, направляло нужные открытия, придавало эволюционный вектор развитию народов. Вот и в такой переломный момент, который проходила тогда Россия и вся планета, нужно было несколько скорректировать путь развития нашей страны. В.И. Ленин, которого Махатмы называли Братом и так же Махатмой, был вождём, который вывел Россию на широкую дорогу, ведущую в сторону коммунизма. О самом коммунизме тогда говорить тогда было ещё рано. Но строительство шло большими темпами. Из книги «Община» нам известно, что Ленин ценил истинный буддизм. И вот, в недавно опубликованном источнике узнаём, что «Ильич мучительно искал человека, который мог бы связать религии с коммунизмом». И также далее: «Было ясно, что духовные лица не пригодны для этой задачи. В то же время – псевдонаучный язык интеллигенции навсегда отрывал её от духовных понятий. Народники в силу безобразных предрассудков утеряли даже возможность мыслить о конъюнктуре духовности. Между тем, без вопросов религии невозможно превратить мир спекуляции в мир понимания. Ленин это знал. […] Уместно и убедительно сказать, что Махатмы Востока держатся того же мнения, и вы положили все ваши средства на приближение к этим вопросам, без правильного решения которых коммунизм вечно будет пугалом. Враги коммунизма будут лишены почвы, когда две самые многочисленные религии станут на защиту Общего Блага. Ваше значение будет пропорционально духовности».

Также в письме к Чичерину от имени Н.К. Рериха мы находим: «Вы, вероятно, уже знаете, что ряд лет по поручению Ильича занимаюсь применением религий к коммунизму. <…> После работ в Ам[ерике] с двадцать третьего года полагаю все возможности на Восток. Жизнь в Ин[дии], Сикк[име], Кашм[ире] и Лад[аке] дала материал исключительного значения. Совет и сочувствие Махатм и необыкновенное совпадение пророчеств дают совершенно новое решение эволюции Востока. Радуюсь, что моё положение как художника открыло мне доступ от Махатм и до вице-короля; получается заключение, не терпящее отлагательства. Необходимо принять немедленные меры. <…> Очень важное время не должно быть упущено».
Памятник В.И. Ленину и место для молитв буддистов на центральной площади Кызыла, республика Тува

Памятник В.И. Ленину и место для молитв буддистов
на центральной площади Кызыла, республика Тува

Вот и сами советы исходили от Махатмы, носящего имя Майтрейи. Рерихам было сказано: «Именно теперь имя Майтрейи вызовет энергию, накопившуюся веками. Руки могут соединиться около определенного зова: Майтрейя – община! Этот клич от дверей мира дан вам! Море слёз можете осушить Моим заветом. Можно легко следовать путём Моих изображений». Кто же такой Майтрейя?

Издревле известно, что таково будет имя грядущего Будды, предсказанного за двадцать пять веков до этого самим Буддой Гаутамой. Во многих буддийских монастырях имеется изображение Майтрейи. Он выглядит как Будда, но положение его совсем не обычное для восточных народов: изображается со спущенными вниз ногами. Современные буддисты трактуют такое положение ног – не в традиционной позе «лотоса», как входящего в нашу жизнь. Но наше предположение другое: такая форма изображения Майтрейи пророчески указывала на то, что этот Будда обладает такими же обычаями, как современные цивилизованные люди: европейцы, русские. Стало быть, грядущий Будда принесёт своё Учение не в Азии, а в России. Так, подтверждение этой гипотезе найдём в записях Е.И. Рерих: «…Приходящий Майтрейя изображается со спущенными ногами, потому не надо удивляться, что работающие от Шамбалы сидят так же – символ спешности». В этом мы видим ещё один намек на исключительную важность роли Рерихов как послов Шамбалы. Книга же «Община» является частью Учения Майтрейи.

ОКОНЧАНИЕ

Мы приходим к выводу, что естественное следование заветам коммунизма, в сближении с философией буддизма, под руководством Махатмы Востока, а именно Майтрейи, имя которого неразрывно связано с общиной и который издревле был заповедан как грядущий Будда, могли бы настолько продвинуть эволюцию России и планеты в целом, что наша теперешняя жизнь была бы совершенно иная.

Каким же образом могло это проявиться? «Когда на чашу весов эволюции мира прибавим четыреста миллионов, то Майтрейя может войти. Как река стремящаяся, поток народов понесёт плат Майтрейи. Не может быть зрелища более прекрасного, когда отрицатели понесут наиболее тяжёлые знамена. Мне дозволено видеть шествие и знамена, куда дух несущих несёт лучшие помыслы».

Но откуда же возьмем указанные четыреста миллионов? В нашей стране буддизм поддерживали калмыки, буряты, монголы. Кроме того, в одном из параграфов «Общины» находим: «…За ламами стоит сознание Востока со всем индуизмом и мусульманством. <…> Вы должны определенно решить <…> хотите [ли] просветить сознание Востока». (2.Х.6) Здесь, среди других сведений, косвенно дается понять, что индуизм и мусульманство также могут принять участие в созидании общины. Напомним и о процитированной выше фразе о том, что «враги коммунизма будут лишены почвы, когда две самые многочисленные религии станут на защиту Общего Блага». Получается, что не только буддисты, но и другие религии могут подхватить зов Майтрейи. Прибавим сюда истинных коммунистов и общинников и мы сможем понять явление, которое могло бы произойти на планете в 20-х годах ХХ века.

Но почему же Махатмы настоятельно советовали принять общину? Этот совет был крайне важен. И, как показало наше исследование, чрезвычайно важен не только для России, но для всей планеты, и даже цепи миров. Так, в опубликованных записях Елены Ивановны Рерих находим малоизученные данные, в которых раскрывается смысл явления общины на Земле. И смысл этот оказался гораздо более глубоким, имеющим поистине планетарный масштаб. Дело в том, что в более тонких градациях миров, окружающих нашу Землю – в так называемом астральном мире – создались мрачные образования, угрожающие существованию нашей планеты. Учитель объяснил, что планета больна, отравлена удушливыми газами от астральных нагромождений, которые отрезают планету от миров, могущих нести помощь. Газы эти ядовиты, и передаются через металл чистого золота. В сущности этот металл неплох при лучшем состоянии духа людей. Но в нынешнем состоянии этот проводник может обратиться в «нить к пороховому складу». Этот металл легко «может передать коричневый газ, сгущенный безобразием астрала, и дух окажется взрывателем и возбудителем вулканов». И далее здесь же даются причины немедленного обращения жителей Земли к общине: «Можно ли ожидать упорядочения астрала без подвига Земли к общине?» Стало быть, именно принцип Общины будет тем благодетельным явлением, который изменит сознание, и тем самым произойдёт очищение как земной жизни, так и надземных слоёв. «Принцип Общины может стать единственным тараном твердынь тьмы. Как всегда, принцип духовности имеет материальное основание, даже астрохимическое основание».

Вопрос Общины неразрывно связан с другим вопросом, который волновал людей издавна. Во все времена предпринимались попытки самых прогрессивных людей освободиться от власти собственности. Такие взгляды проповедовал Будда и Христос; святой Сергий вводил общежитие и отказ от собственности.

В Азии в начале VIII столетия при царе Ми-ни Цемпо в Тибете уже уничтожали крупную собственность, и трижды производился её раздел между неимущими. Отменить собственность феодальную в пользу буржуазной пытались деятели французской революции. В середине XIX века Маркс и Энгельс в Манифесте Коммунистической партии так же провозгласили отказ от частной собственности. Мы можем привести и более поздние примеры, когда известные помещики и промышленники царской России отдавали часть своих земель в пользу своим крестьянам. И наконец, Ленин вовсе отменил частную собственность. Вот и Учитель Майтрейя говорил о том, что при введении общины первое, что надо сделать – решить вопрос о собственности, а также ликвидировать неравенство и наследование. Мы найдем дальнейшие утверждения Учителя в связи с положением других миров: «Можно разрушить безобразия астрала идеей отказа от собственности. Ур[усвати] знает мрачные закоулки астрала. Но достаточно объявить там о новом порядке Земли, и лихорадка безобразия заколеблется, ведь астрал очень привязан к курсу Земли…» [16]

Итак, мы определили, что явление общины необходимо для благоприятного развития нашей планеты. В последних наставлениях, данных перед приездом Рерихов в Москву, Учитель говорит: «Доклад о Моих предложениях не приходят в спокойный час. Костер может быть раздут или потушен. Мы не любим глухое ухо. Истинный коммунист гибок, подвижен, понятлив и смел. Именно Ленин охватил бы пришедшую минуту Азии. Где же его ученики? Жду, жду. Помните, не орешки в сахаре, но молния в буре. Русские, русские, Я жду. Русские, русские, русские, Я жду – иначе не пройдете. Говорю решительно. По Азии собираются слухи – Наши стрелы пронзают пространство. Нужное время как волна катится. Юрта – как свет вулкана. И конь – как крылья сокола. И свинец – как возмездие дня, и шум копий – как цикады без устали. Кому же собрали Мы жатву? Конечно, Общине Мира. Послушайте, искатели Общины, огнем прочистите ухо – жду, жду, жду. Время близко и благоприятно, если приблизиться без предательства и без тупости». Но, по невыясненным до конца причинам предложения Посла Махатм Н.К. Рериха приняты не были.

Спустя почти 90 лет мы можем предположить, что частично вопрос собственности всё же был решен Советским правительством, поскольку губительных последствий для планеты удалось избежать. Возможно, что значительное число людей молодой советской страны даже косвенно приняло идею общины, путём образования коллективных хозяйств, через вступление в колхоз. Смеем предположить, что не везде образование колхозов происходило против воли людей. И частично благие стороны жизни всё же были введены в жизнь. Заметим, что в советском государстве [1917-1991 гг.] частной собственности не существовало. И мы можем припомнить, что к середине 80-х годов ХХ века в сознании людей нашей страны совершенно отсутствовало понятие собственности. Видимо, принятие в сознание такого положения дел массой населения огромной страны оказало благое влияние на состояние тонких слоёв планеты.

Но, поскольку колхоз вводился насильственно, то получившееся образование было несколько уродливо, и впоследствии все же распалось. Итак, спустя семь десятков лет путь к коммунизму, которым шла страна, закончился. Теперь же частная собственность вводится вновь, даже на землю, и более того, всячески поощряется желание ею обладать.

Но если событию не удалось сбыться, значит ли это, что возможности безвозвратно упущены? Нет и нет. Возможности сохраняются, но время и место могут быть другим. Как и люди, государства и целые планеты проходят своё развитие циклами. Изменения в нашей стране, произошедшие за последние 80-90 лет, не исключают того, что цели, которых хотели достигнуть Рерихи в 1926-1927 годах, ныне осуществимы. Они могли быть перенесены во времени и пространстве, но усилены в действии. Поэтому мы можем рассчитывать на то, что через какое-то время выдержанная столь долго в забвении идея общины обретёт былую мощь и новые точки развития.

В наших силах сегодня вернуться к рассмотрению вопроса о создании общины. Так, в течение последнего года мы уже можем найти исторические примеры, когда целые народы восстают против безнравственных, античеловеческих законов, лжи, алчности, лицемерия и национализма, против деспотии олигархов, и ведут за это нескончаемую битву. В упорной борьбе формируются и новые объединения людей. Эти объединения известны издавна и проявляются в самых трудных и граничащих с крайним риском ситуациях. Это братство, фронтовое братство. О фронтовой дружбе издавна слагались песни: «Они словно братья сражались, / делили и хлеб, и табак, / и рядом их ленточки вились / в огне беспрерывных атак», – пелось в песне о двух морских пехотинцах. Наибольшего накала фронтовая дружба достигла во время обороны Сталинграда. Потрясающий героизм защитников Сталинграда был оборотной стороной медали их фронтовой дружбы. Такие крепко спаянные общины образовывались и во время Великой отечественной войны, и в локальных конфликтах, и, думается, образовываются сейчас в рядах ополченцев Новороссии. Это помогает им успешно действовать в самых сложных ситуациях и спасает жизнь.

Кроме того, в рядах ополчения наблюдается всплеск религиозного чувства, когда, жертвуя собой, воины выполняют давнее славянское «положить душу за други своя». На Донбассе происходит усиление христианских традиций, а также и других религий, что подтверждает предположение Махатм о том, что только община, одухотворённая религиозным чувством, способна привести к победе и благу людей.

Мы можем представить, что таким путём – через объединения искренних, честных и мужественных людей, героически борющихся за свободу своего отечества, — могут быть изменены и основы, на которых будет строиться новое государство. И основы эти могут стать общинными.

Нынешнее состояние планеты Земля и события, происходящие в странах славянского мира, благоприятны для соединения воли людей ради достижения Общего Блага. Глобальные перемены, которые происходят на планете, сплачивают дух борющихся людей и делают возможным проявление общин в жизни. Ведь истинный смысл общины заключается в духовном объединении.

Надо понимать, что идея общины так же стара, как мир. И на высших планетах жизненный строй – общинный. Когда возникает гармония в сердцах, происходит объединение по линии центров, центров сердца. И тогда вполне естественным считается община, построенная не путём телесного совместного проживания – хотя и это тоже вполне возможно, – но именно способом душевного единства, а также содружества, кооперации, сотрудничества во всех областях жизни. Поэтому община, как явление будущего, вполне реальна.

Возможные преобразования современной жизни общиной являются очень важным направлением развития эволюции не только России, но и всей планеты. Глубокое понимание истинного смысла общины поможет скорейшему продвижению этого явления, исключительно важного для эволюции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетради NB19–NB21 РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ НА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПЕРЕКРЁСТКАХ 477 (27.01.1924–12.08.1926). Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. V и VI.
2 В публикации Максима Дубаева мы находим число «сотни», но, уточнив эту же цитату по днев- никовым записям Е. И. Рерих мы видим, что цифра намного больше: «сотни миллионов [выделено мной. – Е. О.] буддистов, рассыпанных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности» (Ав- тографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Биб- лиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925– 12.08.1926). – С. 232. – Запись 5 апреля 1926 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Жи- вой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. VII. – С. 33, 8 строчка сверху). Ниже мы получим и более точное число, а именно: «400 миллионов».
3 Приведено по изд.: Дубаев М. Рерих – М.: Молодая гвардия, 2003. – (Серия «ЖЗЛ). – С. 265–266.
4 Цит. по изд.: Зарницкий С., Трофимова Л. Путь к Родине // Международная жизнь. – М., 1965. – № 1. – С. 96–107.
5 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 21. – Запись 5 июня 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. VI. – С. 121–122.
6 Статья гецула Арши Чонгорова «Толстой – первый биограф Будды в России» приведена в изд: Ореховская Е. В. Община: прошлое или будущее? – Кемерово: Полиграф, 2014. – С. 189–190.
7 То есть Н. К. Рерих.
8 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 51. – Запись 1 июля 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 157–158.
9 Там же. – С. 71–72. – Запись 24 июля 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 182–183.
10 Там же. – С. 94. – Запись 27 августа 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 209.
11 Там же. – С. 134. – Запись 12 ноября 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 259.
12 Там же. – С. 94. – Запись 27 августа 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 209.
13 Учение Живой Этики (Агни-Йога). – Община. – Книга третья. – Улан-Батор, 1927. – Листы бесед Высокого Общинника Востока. – Часть 2. – Раздел Х. – § 6. – С. 78.
14 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 168–170. – Записи 14 и 15 декабря 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 300–302.
15 Там же. – С. 176. – Запись 20 декабря 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 308.
16 Ореховская Е. В. Указ. соч. – С. 271–279.
17 Елена Ивановна Рерих.
18 Автографы Е. И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB21 (21.05.1925–12.08.1926). – С. 170. – Запись 15 декабря 1925 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Указ. соч. – С. 302.
19 Там же. – С. 255–256. – Запись 10 мая 1926 года. Опубликовано: Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики». – М.: Прологъ, 2009. – Т. VII. – С. 61.
20 Ореховская Е. В. Указ. соч. – С. 407. – Глава «Фронтовое братство».
21 Эти вопросы подробно рассмотрены в III разделе «Община как единица космоса» книги Е. В. Ореховской «Община: прошлое или будущее?» (Кемерово: Полиграф, 2014).

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь