ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

Двенадцать норм «Нового Монашества» (2004)

По материалам Википедии

ДВЕНАДЦАТЬ НОРМ

«НОВОГО МОНАШЕСТВА»

Новое монашество, или неомонастицизм (англ. new monasticism, neomonasicism) — современное воплощение древней традиции христианского монашества, недавно получившее развитие в некоторых христианских (протестантских и католических) общинах.

Хронологически точку возникновения движения определить сложно. Некоторые сообщества «Движения Иисуса» (англ. Jesus movement), которые сейчас соотносят с новым монашеством, существуют с 1970-х — 80-х гг. Другие хорошо известные общины, такие как «Простой путь» (англ. Simple Way) в штате Филадельфия, созданы в середине 90-х.

Бенедиктинскому монаху-камальдолийцу (католику, соответственно) Беде Гриффитсу мысль о том, что монашество будущего будет мирским явлением («…монахи будут жить в своих собственных домах или формировать небольшие общины») пришла, когда он занимался обзором христианско-индуистских ашрамов в Индии. Священник Римско-Католической Церкви из Каталонии (Испания) Рамон Паниккар тоже говорил в своих лекциях 80-х годов о «новом монахе» как применительно к восточной (индуистской), так и к западной (христианской) традиции созерцательной жизни. В те же годы итальянская теолог и феминистка Беверли Ланцетта основала находящуюся вне всяких деноминаций «Общину Нового Монашеского Пути», которая существует и по сей день.
Джонатан Вилсон - христианский писатель-проповедник

Джонатан Вилсон — христианский писатель-проповедник

Идеи и терминология протестантского «нового монашества» были разработаны христианским писателем-проповедником Джонатаном Вилсоном и изложены в изданной им в 1998 году книге под названием «Жить праведно в мире, разбитом на куски» (англ. Living Faithfully in a Fragmented World). Вилсон интерпретировал идеи философа Аласдера Макинтайра и теолога Дитриха Бонхёффера, сказавшего ещё в 1935 году: «Возрождение церкви, несомненно, придёт только в виде новой формы монашества, не имеющей со старой ничего общего, кроме полного отсутствия компромиссов в жизни по Нагорной Проповеди, учению Христа». Макинтайр же, увидев в своё время, что местные сообщества людей приходят в упадок и уже ничто не может поддерживать нравственные устои жизни в них, закончил свою книгу «После добродетели» (англ. After Virtue) словами надежды на приход «другого Святого Бенедикта». Этим он хотел сказать, что кто-нибудь в нынешние времена сможет привести других людей к возрождению нравственности и добродетели через создание сообщества или общины. В своей книге Дж. Вилсон изложил своё видение путей к осуществлению этого через сохранение христианских традиций. В соответствии со своим пониманием сути «нового монашества» он предложил четыре признака последнего, общие с традиционным христианским монашеством:

1) это будет «восстановление конечной цели этого мира», которая открылась в Иисусе, и достижима через исцеление «фрагментации мира», подчинение всей жизни владычеству Христа;

2) этого могут достичь «цельные Божьи люди», которые живут и работают ради Христа в любое время и при любых обстоятельствах, не создавая искусственного разделения между «религиозным духовным деланием» и «мирскими заботами»;

3) порядок будет поддерживаться не через возрождение прежних монастырских уставов и правил, но через исполненное радости послушание, которое может быть достигнуто в маленьких группах учеников, практикующих взаимное наставление, исправление и примирение — так же, как это делали первые ученики Христа;

4) это будет «основано на фундаменте глубокой теологической рефлексии и приверженности», через которые церковь сможет возродить свою жизнь и своё свидетельство миру.

Различия со «старым монашеством» тоже имеются. Это – в разных случаях – отказ от безбрачия (вплоть до принятия в монашеские общины семейных пар), географическая разбросанность монахов, отказ от религиозного облачения.
Ново-монашеская община Rutba House

Ново-монашеская община «Rutba House»

Лето 2004 года стало определяющим моментом для движения «нового монашества». Тогда представители многих уже существующих общин собрались в Дареме (штат Северная Каролина, США), где совместно обрисовали что-то вроде «правил жизни», известных как «Двенадцать норм» нового монашества. Сама встреча состоялась в ново-монашеской общине Rutba House, среди членов-основателей которой был сам Джонатан Вилсон-Хартгроув, чья книга и вызвала к жизни это движение, и его дочь Лия.

ДВЕНАДЦАТЬ НОРМ «НОВОГО МОНАШЕСТВА»:

1) Перемещение в «заброшенные места Империи» [на границы общества, подальше от суеты];

2) Разделение экономических ресурсов с нуждающимися членами общины;

3) Гостеприимство для странников;

4) Горькое сожаление о расовом разделении внутри церкви, совмещённое со стремлением к немедленному примирению;

5) Смиренное послушание Церкви — телу Христовому;

6) Осознанное следование пути Христа и правилам общины, подобное древнему монастырскому послушанию (новициату);

7) Воспитание в духе общей жизни членов идейной общины;

8) Поддержка одиноких безбрачных наравне с моногамными супружескими парами и их детьми;

9) Близость мест жительства членов общины, следующих общему правилу жизни;

10) Забота о будущем всей Земли, данной нам Богом, наряду с поддержкой локальной экономики;

11) Миротворчество среди насилия и разрешение конфликтов внутри общины, как было заповедано в Евангелии;

12) Приверженность практике «непрестанной молитвы».

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь