ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

А. Коренная – «Общинная этика как основа формирования славянства и русского этноса» (Материалы международной научно-практической конференции «Славянские языки и культура. История и современность», 2015)

Алла Коренная, кандидат физико-математических наук

ОБЩИННАЯ ЭТИКА

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

СЛАВЯНСТВА И РУССКОГО ЭТНОСА

приводится в сокращении

Традиционные представления об истории России, как и истории всего славянства, всегда были спорным местом научного познания. В настоящее время научные данные дают возможность представить историю славянского сообщества и русского этноса в неразрывной связи с историей всей расы, осознав их роль в развитии цивилизации.


Более того, можно показать, что основа исторической жизнеспособности славянства и формирования русского этноса кроется в устойчивости этических установок, обусловленных Восточно-Европейской равниной – пространством детства расы.

Признание научным сообществом индоевропейской прародиной лесостепной и степной зон Восточно-Европейской равнины в сочетании с данными археологии, антропологии, лингвистики, этнографии и ДНК-генеалогии позволяет обосновать утверждение о том, что именно на этой равнине 50–40 тыс. лет назад происходило формирование человека индоевропейской расы [13, 8, 7].

Считают, что пространство – это не только территория, но и сила, влияющая на человека, обуславливающая его взгляды на мир и поведение. По-видимому, в период детства человечества лесные и луговые пространства севера в силу целого ряда причин (среди которых постоянная потребность объединения усилий людей при сезонных и климатических изменениях) оказались благоприятны для развития человека современного типа. Не в этом ли заключался Божественный промысел: сформировать тип человека, способного, объединяясь, преодолевать любые трудности? Очаги формирования европеоидной расы могли иметь место и в других районах Евразии. Но только Восточно-Европейская равнина могла обеспечить единообразие и массовость процесса развития родовых общин, чему благоприятствовало обилие рек, речушек, озер, источников. Лес согревал, питал, давал строительный материал и защищал. Человек воспринимал себя в единстве не только с природой, но и с представителями других родов, так как не было причин для их противостояния. Континентальный климат даровал жителям возможность активной общественной жизни в течение большей части года, погружения во внутренний мир зимой, ощущений глубинного очищения при первом снежном покрове и резкого обновления весной. Бескрайние равнина и небо, сравнительно небольшая плотность населения исстари способствовали потребности в человеческом душевном общении независимо от расстояний и расширению сознания [10]. В [9] читаем: «В них (в семьях первобытных народов) не было разъединения, была согласованность между собой, с силами природы и космическими законами, было признание иерархического начала и принцип – один за всех и все за одного». Здесь все формировало особый, евразийский (ведический), тип мировосприятия, создавало человека ведающего, в космическом единстве воспринимающего миры: Прави (по-Ра-ви, Ра – солнце) – мира высших творящих энергий, Нави – мира энергий невидимых и Яви – мира явленного. (Заметим, что древнейшее слово «вече» означает вечерний сход людей для обсуждения вестей, веды (ведомостей) и одновременно сход Солнца, Ра. Отсюда – вчеРа, вечеРа. Именно на севере в условиях полной зависимости от погоды и климата обязан был возникнуть культ поклонения огню и солнцу. Результат ли этого множество слов русского языка: радуга, ра-дость – то, что дает Ра, ра-но – время, когда еще нет Ра, ут-Ро – время от Ра, по-Ра, правый – по-Ра-вый, Правь, правда).

Гиперборея на карте Герарда Меркатора

Гиперборея на карте Герарда Меркатора

Согласно легенде, путешествие славянского бога-пращура Сварога в дальний Египет в период потопа имело своей целью просвещение (не покорение!) местных племен относительно цивилизованных правил общежития и хозяйствования. О высокой нравственности, гармонии жизни северного населения свидетельствуют древнегреческие легенды о Гиперборее – стране Богов и счастливых, не знающих болезней, людей. Не организовывая, как правило, походов с целью завоеваний, коренные жители евразийских просторов на протяжении тысячелетий распространялись везде, где была возможность мирного трудового существования. В случае дальних миграций традиции со временем менялись в ходе изменения типа хозяйствования и влияния смешения с иными племенами, умирали языки. Этим объясняется возможность расшифровки многих мертвых языков Малой Азии и Средиземноморья на сохранившейся на материнском пространстве основе индоевропейских языков (вспомним о трудах представителей сравнительно-исторического языкознания, трудах Т. Воланского, Б. Грозного, Г. Гриневича и др., показавших в том числе родство русского языка и санскрита). (В последние годы любителями русского языка были предприняты попытки показать древние корни русского языка, см., например, [12].)

В силу наличия пространства без географических границ сохранялись тесные торговые контакты между населением всех зон: посредником была лесостепная зона. Взаимопонимание обеспечивалось праиндоевропейским языком – основой языков праславянских (в первую очередь прарусского), прабалтских и санскрита. Древний язык равнины, естественно, был флексийным, правополушарным, метафоричным. Язык индийских ариев, санскрит, сохранив во многом грамматическую структуру и исходную лексику, естественно, изменялся по мере странствий вследствие смены природной среды, условий хозяйствования и разнообразных контактов. Тем не менее, сохранившееся сходство привело известного индийского санскритолога Дургу Прасад Шастри по его прибытии в московскую гостиницу в 1962 г. к впечатлению, что он очутился на своей древнейшей прародине. Культурное единство праиндоевропейцев сохранялось вплоть до 4–3-го тысячелетий до н.э.

Итак, пространство формирования славянства – одновременно материнское пространство индоевропейских народов. Это обстоятельство, как и неизменность типа хозяйствования, родственных отношений с жителями лесной прародины, традиционных представлений, – все определяло сохранение свойственного детству человечества неагрессивного мировосприятия. Подтверждение этому – все сохранившиеся до нашего времени памятники древней истории славянства: Велесова Книга [4], Довелесова книга [6], изданная в Белграде (1874 г.) и в Санкт-Петербурге (1881 г.) сербом С. Верковичем «Веда славян» [2], опубликованные в середине XX в. в США, а в настоящее время частично и в России, труды галичанина И. Тероха [15], а также, конечно, русские народные сказки – сказки лесной полосы, которые, осуждая качества «звериные», устремляют слушателя к лучшим человеческим качествам.

Песнопение знаменного распева

Песнопение знаменного распева

С. Веркович, собравший в горах Болгарии древнейшие славянские песнопения (содержащие, в частности, песни об Орфее, Александре Македонском и др.), в предисловии к изданию 2-го тома «Веды славян» в СПб в 1881 г. отмечает в них «…искренность, самоотвержение, дружелюбие, правдолюбие, великодушие, добродушие, гостеприимство, самое нежное и милосердное соболезнование к сиротам и вдовицам и беспредельное непоколебимое благоговение и преданность Богу и Царю. Царь считался идеалом и воплощением государственного быта и самодержавным отцом всех, а он в свою очередь считал и любил всех без исключения… как своих … детей». Песнопения отражают, пишет издатель, «дивные остатки прошлого времени исторического благородия и благочестия рода человеческого …тогда государство представляло одну сплошную образцовую семью, члены которой стоят друг за друга так крепко и непоколебимо, как стена…». Вспомним снова Агни-Йогу: «Всюду, где царит правда, справедливость, согласие, самопожертвование, любовь, стремление к истинному знанию и красоте, – там культура» [9, с. 249].

Если Велесова книга – это взгляд представителя скорее образованного сословия (жреца или волхва) на многовековую историю племени с призывами помнить и не забывать её уроков, то Довелесова книга – сборник сказов полуоседлых родов, верных своей Родине – степям и полустепям Причерноморья. Довелесова книга охватывает многотысячелетний период от потопа до войн с готами и аварами первых веков нашей эры. Историчность сказаний подтверждается известными источниками – летописями. Основные темы обеих книг – сохранение родов и традиций оседлых скотоводов и землепашцев в условиях набегов кочевников и коварства соседей – греков и римлян. Одно из главных заключений, – о разлагающем влиянии «лишнего» (роскоши) и неустойчивой морали на славянские племена, жившие по законам справедливости. Неоднократно подчеркивается, что выборность общиной князей и вече – главная особенность правления славян-русичей: «…избирали наши старцы князей, и управлялись так через Вече пятнадцать веков». «И так князья давали обещания заботиться о людях, а хлеб получать и пищу и всё необходимое от людей своих… …так были Богами хранимы и многими, которых зовут соязычниками»… «Ильмеров много было там, огнищан оседлых… И после тех тысячи пятиста лет – как многие бывали у нас битвы и войны – а все мы живы, благодаря жертве ношей и воевод». «И не будем, как те, которые чужое беря, говорят, что делают доброе». «И мы Русичи, а враги нет. Будьте сынами Богов своих, и их сила пребудет на вас до конца! И на нас другая будет сила. Не пойдём мы с ней, а с Русью…». Таким образом, этика, нравственность общинного образа жизни, являющаяся признаком истинной культуры, испокон века была присуща мировосприятию славянства. Среди других племён племени, которое называло себя Русами, было суждено наиболее чётко веками хранить свое название и самоидентичность [10].

Рождением русского этноса было воссоздано исходное единство населения Восточно-европейской равнины. И прав Л.Н. Гумилев: русские – молодой этнос, вступающий в пору своей зрелости! В дальнейшем в ходе консолидации общества в противостоянии давлению со стороны татаро-монгольских ханств неоценима была роль христианства, суть которого проросла на русской почве новыми ростками.

Недаром наиболее могучей ветвью славянства, опорой его (и не только), оказался восточнославянский народ, сложившийся на Русской равнине – вероятно, прародине белой расы, пространство которой тысячелетиями изначально стимулировало высокую нравственность и единение! С его рождением цивилизация обрела ствол, скрепляющий западную и восточную ветви [11]. Западная ветвь формировалась на географически разнообразном пространстве Западной Европы, способствующем развитию (в отличие от евразийского пространства) рассудочности, индивидуалистического практицизма, морским странствиям с целью покорения южных племен, научного познания и подчинения человеку внешнего мира. Эта ветвь выполнила свою основную задачу развития интеллекта, поставив в настоящее время мир на грань экологической катастрофы. Дело за развитием восточной ветви – познания возможностей более совершенного, гармоничного человека. Дело за соединением Разума и Сердца. И главная роль здесь принадлежит России, как стволу цивилизации – хранилищу гармоничного мировосприятия – общинного единения человечества! В период зрелости и обретения мудрости да возобладает чистое мировосприятие детства! Но, как поясняется в Агни-Йоге [1], – на новом витке развития сознания: «Если первобытные народы достигали больших результатов в эволюции, признавая родство семейное, то в Новой Эпохе необходимо признать «родство духовное», которое «есть повелительное требование нового времени» [9, с. 247].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агни-Йога / Община. – Рига, 1990.
2. Веркович С. Веда славян / пер. В. Г. Барсукова. – Краснодар, 2011.
3. Виноградов А. Г., Жарникова С. В. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. – [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 30.05.14)
4. Велесова книга // Русский язык и Русская история. – Омск, 2000.
5. Галанин А. В. Бьярмия, варяги и древняя Русь. – [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 27.01.14).
6. Довелесова книга: древнейшие сказания Руси / пер. и коммент. Ю. В. Гнатюк, В. С. Гнатюк. – М., 2007.
7. Жарникова С. В. Север – прародина индоевропейцев. – [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 23.09.14).
8. Клёсов А. А., Тюняев А. А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии. – Бостон-Москва, 2009. – Ч. 3. – [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 12.07.14).
9. Клизовский Р. Основы миропонимания новой эпохи. – Рига, 1990. – Т.1.
10. Коренная А. Б. Исторические истоки мировосприятия русского этноса // Дельфис. – 2013. – №1.
11. Коренная А. Б. Пути развития цивилизации // Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура: материалы 6-го международного конгресса. – СПб., 2013.
12. Котова Г. Г. Этрусские тексты: новое прочтение. – М., 2010. – [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 13.07.14).
13. Курганная гипотеза. – [Электронный ресурс]. – URL (дата обращения: 24.07.14).
14. Леонтьев А., Леонтьева М. Биармия – северная колыбель Руси. – М., 2007.
15. Терох И., Гусев О., Перин Р. Карпаты и славяне // Сварогъ. – СПб., 2014.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь