ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

А. Каширин – «Нравственный опыт толстовства: этические положения общины «Криница» (сборник «Духовное наследие Л.Н. Толстого в современных культурных дискурсах. Материалы XXXV Международных Толстовских чтений», 2016)

Александр Каширин, кандидат философских наук

НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ ТОЛСТОВСТВА:

ЭТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩИНЫ «КРИНИЦА»

Толстовство – социально-нравственное движение, мировоззрение которого основано на религиозно-нравственной концепции Л.Н. Толстого. С философской точки зрения толстовство может быть определено как особый тип русского религиозного мировоззрения.

Первая хата Криницы

Первая хата Криницы

В этом смысле идеология толстовства выступает в качестве своеобразного «этического протестантизма» конца XIX – начала XX столетия [Каширин, 2004, 17]. Одной из общин, относящихся к толстовскому движению, была община «Криница», построенная на основаниях толстовской этики, и являющаяся одним из примеров социального института морали. На каких принципах была построена жизнь общины, какими правилами руководствовались ее члены, – ответы на эти вопросы помогут раскрыть процесс институализации морали в рамках конкретной социальной группы, степень влияния религиозно-нравственного мировоззрения на хозяйственную деятельность и человеческие взаимоотношения.

Несмотря на то что толстовские движения были наиболее активны в конце XIX – начале XX века, их опыт институализации морали обретает особенную актуальность в России именно в XXI веке. Это связано с процессом конкретизации этики, с процессом приложения этических принципов к практическим сферам человеческой деятельности, который начался на Западе лишь в середине ХХ века. Институализация морали, проявляющаяся в современном обществе в создании, например, профессиональных этических норм – это процесс, активно набирающий обороты на Западе и только начинающий свое развитие в России. Вместе с тем, существует и отечественная традиция институализации морали, связанная с опытом толстовских общин, о которой часто забывают в процессе дискуссий о путях формирования российской прикладной этики, и о нравственных ценностях современного общества.

Этические положения общины «Криница» могут вызвать ассоциации с современными этическими кодексами, в основании которых лежат определенные нравственные принципы, институализированные в форме правил. Однако, в отличие от современных кодексов, пронизанных принципами прагматизма и полезности (поскольку формирование современной этики бизнеса происходит в рамках утилитаристской морали), основой толстовских движений было не развитие хозяйственных (или профессиональных) добродетелей, а совершенствование склада души через упорядочивание хозяйственной деятельности, через организацию труда, согласно принципам философии Толстого. Таким образом, основная цель общины «Криница», прописанная в теоретической основе правил общины, это совершенствование. Под совершенствованием понимается справедливое существование (на основании принципа личного физического труда); познание самого себя в трех областях – экономической, умственной и нравственной; обуздание своего эгоистического начала. Община выступает не как цель, а как средство самосовершенствования, через личный и коллективный труд, подчинение своей воли общей воле, подчинение своего эго принципам объективного идеала.

Вопрос об объективном идеале – один из наиболее важных в правилах общины «Криница». Объективный идеал – цель умственного познания самого себя, что является одним из трех главных условий совершенствования; он выступает критерием принятия решений и оценки явлений: «Свои мысли, поступки, желания он (общинник) проводит не через свое личное удовлетворение или неудовлетворение, а через объективный идеал, который для многих формулируется в Евангелии… Общинник стремится расширить понимание этого объективного идеала путем размышления, чтения и проникновение в сущность его» [Каширин, 2004, 245].

Все общие решения, согласно правилам, должны быть соотнесены с объективным идеалом, и на основании этого необходимо было подчиняться общим решениям.

Еропкин Виктор Васильевич

Еропкин Виктор Васильевич — основатель интеллигентной общины «Криница»

Особую роль в общине занимал труд, в этом смысле в правилах подчеркивалась ценность и нравственный смысл труда. Личный физический труд лежал, как принцип, в основании такого условия совершенствования, как справедливое существование. Понимание труда в нравственном смысле тесно связано с понятием «общей жизни». Труд помогает разделить радости и тяготы, почувствовать единство со всеми, преодолеть свое эго: «Общинник живет с людьми единой, общей жизнью, признавая при этом свою человеческую сущность; делит горе и радость; активно чувством и разумением живет жизнью других» [Каширин, 2004, 245].

Труд воспитывает добродетель деятельной любви. Под деятельной любовью в правилах «Криницы» понимается не только «отвлеченная» любовь к человечеству, которая и так предполагается как принцип для каждого члена общины, а любовь и дела любви к каждому конкретному человеку – забота, сострадание, понимание, готовность к помощи и поддержке: «деятельная любовь и доверие обязательны не только к членам братского кружка, но и к каждому члену общины… Отсюда должна вытекать и предрасположенность ко всякому лицу из внешнего мира, с кем приходится иметь дело» [Каширин, 2004, 250]. Еще одна добродетель, которая формируется посредством труда, это добродетель смирения, выражающаяся в признании своих недостатков и готовности выслушивать замечания. Добродетель смирения противопоставляется самомнению.

Необходимо отделить понимание труда ради всей общины, приводящего к самосовершенствованию, и понимание личного труда, труда ради себя, также приводящего к самосовершенствованию. Под личным трудом подразумевалась добродетель работы над собой, выражающаяся в следующих принципах: исполнение всех обязанностей, взятых на себя; практика силы воли; дисциплина ума; умение распоряжаться своим временем. Таким образом, можно выделить следующие этические основания общины «Криница», институализированные в форме основных правил общины:

  1. Целью общинной жизни является совершенствование, которое может осуществляться при соблюдении трех условий: справедливое существование, осуществляемое через личный, физический труд; самопознание; обуздание собственного эго.
  2. Критерием общинной жизни является «объективный идеал», достижение которого – цель умственного самопознания
  3. Труд на благо общины и труд ради себя. Труд на благо общины призван воспитать следующие добродетели: добродетель деятельной любви; добродетель смирения. Труд ради себя был призван воспитать добродетель работы над собой, раскрывающуюся в принципах исполнения всех взятых на себя обязанностей; практик силы воли; дисциплине ума; умения управлять своим временем.

Некоторые исследователи, такие как, например, В.Н. Ильин, отмечали, что толстовские движения изначально проигнорировали или же утратили метафизику толстовского учения [Ильин, 2000, 152]. Однако на примере общины «Криница» можно утверждать, что, по крайней мере, этические основания толстовского мировоззрения были отражены в правилах общины достаточно полно. Основной принцип этики Л.Н. Толстого – неустанное совершенствование склада души – лежит в самом основании правил «Книницы». Опыт толстовских движений – это уникальный пример институализации морали, который проявился в социально-нравственных традициях и правилах хозяйственной деятельности. Общественные организации, подобные общине «Криница», всегда играли особую роль в деле формирования общественных нравов в целом. Поэтому опыт толстовских общин становится особенно важным в современных условиях институализации морали.

ЛИТЕРАТУРА:

Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого
[Текст] / В.Н. Ильин. – СПб.: РХГИ, 2000.

Каширин А.Ю. Толстовство как феномен русской культуры
[Текст] / А.Ю. Каширин. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь