ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО
РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ СВЕРХСОЦИАЛЬНЫХ ОБЩИН

А. Васильев, И. Ромашин — «Из истории женской общины «Отрада и Утешение», преобразованной в сельхозартель «Добрыниха», 1918 — 1927 гг.» (Вестник архивиста, № 2, 2011)

Протоиерей Александр Васильев
Игорь Ромашин, заместитель начальника Главного архивного управления города Москвы

«…РАБОТАЯ НА НАЧАЛАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ».

ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ

«ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ», ПРЕОБРАЗОВАННОЙ

В СЕЛЬХОЗАРТЕЛЬ «ДОБРЫНИХА», 1918–1927 ГГ.

Первое десятилетие нового XXI века – повод еще раз задуматься о трагических революционных событиях, столетние юбилеи которых следуют, с небольшими интервалами, один за другим.

По-прежнему остаются актуальными вопросы расширения источниковой базы отечественной истории, включения в научный оборот по возможности широкого круга архивных материалов по данной проблематике.

В этой связи значительный интерес приобретает публикация архивных документов, отражающих переходные экономические, культурные, религиозные отношения, просуществовавшие значительный промежуток времени на сломе социальных эпох.

Одной из таких переходных форм общественной и экономической жизни в российской истории 1920-х гг. были «сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы». По определению О.Ю. Редькиной, «сельскохозяйственный религиозный трудовой коллектив – религиозно-производственная организация, имевшая статус сельскохозяйственного колхоза (кооператива), подконтрольного органам Народного комиссариата земледелия, целью которого было доказательство совместимости религиозного хозяйственного уклада с социалистическим строительством»1. Стремясь сохранить монастырский уклад в условиях богоборческого государства, монастырские общины вынужденно принимали организационные формы, внешне не противоречившие новой коммунистической фразеологии.

Трудовая артель «Добрыниха» – до октября 1917 г. женская община во имя Божией Матери «Отрада и Утешение», учрежденная графиней М.В. Орловой-Давыдовой (в монашестве – Магдалина, 1840 – после 1924) в своем родовом имении в селе Щеглятьево Лопасненской волости Серпуховского уезда Московской губернии, просуществовала до 1927 года2.

Надвратная звонница Отрада и Утешение в Добрынихе

Послереволюционный период истории женской общины во имя Божией Матери «Отрада и Утешение» стал предметом исследования домодедовских краеведов. В научный оборот были введены многие источники, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации (фонды Народного комиссариата юстиции РСФСР, Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИКСССР), Центрального государственного архива Московской области (фонды Московского областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его земельного отдела, исполнительного комитета Серпуховского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его земельного отдела). Пристальное внимание краеведами уделялось трагическим обстоятельствам, связанным с закрытием в 1927 г. и развалом в последующие годы отлично налаженного общинного хозяйства.

Преуспев в разрушении экономики, новая власть так и не смогла заменить религиозные чувства новыми утопическими идеалами, решительно отвергающими православную веру. Женская община во имя Божией Матери «Отрада и Утешение» прекратила свое существование. В настоящее время церковная жизнь в бывшем монастыре возродилась в виде приходской общины.

Публикуемый архивный документ «Правила внутреннего распорядка в сельскохозяйственной трудовой артели «Добрыниха» уникален в силу того, что, имея официальный характер и адресата, по сути представляет собой устав общины, подробно описывая внутреннее устройство и жизнь обители в первое десятилетие Советской власти. Документ сохранился в составе делопроизводства земельного отдела уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Лопасненского уезда Московской губернии (Фонд 37 Чеховского муниципального архива Московской области) и относится к периоду наивысшего расцвета трудовой артели «Добрыниха»3.

Документ публикуется с сохранением стиля, орфографические и синтаксические ошибки исправлены. Данная публикация стала возможной благодаря кропотливому труду чеховских архивистов и их руководителя О.Э. Кондратьевой, а также архивистов Центрального государственного архива Московской области Ю.Н. Герасимовой и Н.В. Кругловой.

№ 1

Правила внутреннего распорядка в сел[ьско]хоз[яйственной] трудовой артели «Добрыниха» 19 июля 1926 г.4

Сел[ьско]хоз[яйственная] артель «Добрыниха» представляет в полном смысле трудовую общину, работа[я] на началах самоуправления. Состоит из 107 трудоспособных членов, из которых каждый исполняет работу, назначенную ему советом артели, применительно к его способностям и силам. Всеми делами вершит общее собрание (10 протоколов за 1925 год); текущей жизнью руководит избранный им совет из 5 лиц (протоколов 26 за год). Ревизионная комиссия работает непрерывно. Во главе отдельных отраслей х[озяйст]ва: садоводства, огородничества, пчеловодства, подсобных мастерских: чулочно-вязальной, ткацкой, портняжной, башмачной стоят как самостоятельные руководительницы отдельные члены – спецы, подчиненные совету. Из членов до 60 чел[овек] заняты на постоянных работах: в племенном рассаднике скотоводства, свиноводства, на пасеке, на огороде, в плодовом саду, по уходу за кроликами, за курами, в кладовой, на кухне, в хлебной, на сторожевой службе. К постоянным относятся также члены совета, из которых: казначея заведует также и мастерскими, из членов одна заведует полеводством, секретарь ведет отчетность и счетоводство, председатель ведает всеми отраслями х[озяйст]ва. Остальные члены артели заняты на сел[ьско]хоз[яйственных] работах и по мелиорации земли, а осень и зиму в подсобных мастерских.

1. Все члены получают в артели помещение, стол, спецодежду, баню, освещение, отопление. Размещаются в больших комнатах от 4 до 5 чел[овек], в малых от 1 до 2 ч[еловек].

2. Все помещения, а также общие коридоры должны содержаться в чистоте. Уборка производится живущими поочередно, а в общих помещениях – специально назначенными членами.

3. Обувь, т[о] е[сть] сапоги и валенки, и теплая одежда, т[о] е[сть] пальто и тулупы, выдаются членам артели по мере в них надобности при исполнении работы, занятые на специальных работах: как то на скотном, в свинарне, на пасеке, в саду и т[ому] п[одобное], получают спецодежду: сапоги, халаты, фартуки. Каждый член при вступлении в артель, если не имеет своей мебели, получает койку, стол и табурет, которые при выходе может сохранить за собой, если работает в артели не менее 10 лет. В случае выхода раньше этого срока, он должен возвратить артели выданные ему вещи.

Главный дом общины с церковью «Отрада и Утешение»

4. Все члены артели пользуются общим столом: обед из 2-х блюд и ужин 1 блюдо. При раздаче на руки некоторых продуктов, как то: молока, хлеба и т[ому] п[одобное] в общем соблюдается между членами равномерность, за исключением выходящих из ряда тяжелых работ, как то: пахоты, корчевки, косьбы и т[ому] п[одобное], исполняющие каковую получают двойную порцию, а также скотницы и свинарницы. Подобным образом распределяется и шерсть, получаемая от своих овец. Мед и яблоки при раздаче распределяются равномерно между членами, кроме пчельниц и садовниц, получающих вдвое.

5. В случае болезни кого-либо из членов, приезда гостей и т[ому] п[одобное], члены артели могут получать пищу к себе в комнату. При заболевании призывается фельдшерица, и в случае нужды принимаются меры и дается возможность для лечения.

6. Время обеда устанавливается нарядчицей пред началом каждого рабочего сезона. За 20 м[инут] до начала времени еды звонят в колокол к сбору в столовую. Время выхода на работу и возвращения с работы также устанавливается советом на каждый сезон отдельно. Первый звонок дается утром за ½ ч[аса] до выхода на работу. Для окончания работы также дается звонок.

7. Гости членов артели столуются за свой личный счет; помещаться могут на время приезда на5 гостинице. Члены должны по возможности оповещать совет о приезде гостей заранее.

8. Каждый член артели в течение года может пользоваться отпуском на один месяц. Время отпусков устанавливается председателем совета совместно с нарядчицей, причем член обязан взять билет на отпуск. Случайные отлучки члена на 1 или несколько дней допускаются каждый раз с разрешения нарядчицы.

9. Если члены6 требует лошадь для своих личных надобностей, она может представляться с согласия председателя. Если все лошади заняты в хоз[яйст]ве, требовать лошадь для своих личных надобностей член артели не7 имеет права.

10. Члены артели, недовольные на квартиру, стол, несправедливую выдачу одежды и проч[ее], должны заявлять о своем недовольстве в письменном виде в ревизионную комиссию. При выходе из артели члены должны подать письменное заявление о том в совет артели.

Председатель совета (подпись) Афиногенова8

Члены: (подписи) Мейер9, А. Смирнова10

Секретарь: (подпись) Сергеева11

Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 121–122.

1 Редькина О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м–1930-е годы: на материалах Европейской части РСФСР. Волгоград, 2004. С. 8.

2 Чулков Н.А. Сказание о земле Домодедовской. Очерки краеведа. Домодедово, 2002. С. 193–194.

3 В соответствии с современным административным делением эта территория относится к Угрюмовскому административному округу городского округа Домодедово Московской области. Угрюмовский сельский совет в разные периоды своего существования входил в состав Лопасненского района (1929–1954), Чеховского района (1954–1959), Подольского района (1959–1963), Ленинского укрупненного сельского района (1963–1965), Подольского района (1965–1969), Домодедовского района (с 1969) Московской области. Справочник по административно-территориальному делению Московской области. М., 2011. С. 863.

4 Датируется по сопроводительному письму сельскохозяйственной трудовой артели «Добрыниха» от 19 июля 1926 г. № 70. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп.2. Д. 3. Л. 120.

5 Так в документе.

6 Зачеркнута буква «ы».

7 Слово «не» написано дважды.

8 Афиногенова Ксения Ефимовна, в 1925 году – 44 года, из крестьян деревни Ваулово Лопасненской волости Серпуховского уезда Московской губернии, в общине с 1900 года, председатель артели. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81.

9 Мейер Раиса Михайловна (монахиня Рафаила), в 1925 году – 58 лет, из семьи священника города Кунгура Пермской губернии, до Октябрьской революции работала некоторое время учительницей, в общине с 1908 года, казначея и заведующая мастерской. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81. Была пострижена в монашество 8 февраля 1916 г. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 3. Л. 9.

10 Смирнова Анна Григорьевна (монахиня Афанасия, благочинная), в 1925 году – 64 года, из крестьян деревни Агарино Семеновской волости Серпуховского уезда Московской губернии, в общине с 1898 года, член совета и заведующая полеводством. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81. Была пострижена в монашество 8 марта 1910 г. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 3. Л. 9.

11 Сергеева Юлия Сергеевна, в 1925 году – 50 лет, дочь землемера из Москвы, в общине с 1916 года, конторщица, секретарь артели. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF ФОРМАТЕ: здесь